Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) — выдающийся полководец, политик и дипломат, писатель. Став великим князем Киевским, облегчил положение низов, смягчил ростовщичество, дополнил «Русскую правду» статьями о должниках, о холопах, о продажах, о свидетелях и т. п. Главные его произведения — «Поучение к детям» (до 1117), «Письмо к князю Олегу Святославичу» (ок. 1099), Автобиография (1117) — помещены в «Повести временных лет».
К жанру наставлений к детям относятся многие произведения европейской средневековой литературы, в том числе поучения англосаксонского короля Альфреда Великого, византийского императора Василия, французского короля Людовика Святого. Несмотря на, казалось бы, утилитарный характер этого произведения дидактического жанра, «Поучение» представляет собой значительный политический документ. В нем затронут широкий круг вопросов политической мысли, а именно: об объеме полномочий, власти великого князя, о правосудии в стране, о нравственном облике властителя и его авторитете, о взаимоотношении церкви и государства. Одно из ведущих мест в его сочинениях занимает проблема организации и осуществления верховной власти в стране. Мономах советует своим сыновьям (а их у него было девять) решать все государственные дела совместно с советом дружины, не допуская «беззакония» и «неправды». Правосудие следует вершить по «Русской правде», т. е. по закону Ярослава Мудрого, судебные функции осуществлять лично, не допуская нарушений закона и проявляя милосердие к бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и нищим. Отрицание Мономахом кровной мести (что очень важно!) привело к полному неприятию смертной казни («ни права, ни крива, не убивайте и не повелевайте убить...»), последовательному применению принципа законности («не мостить») в межкняжеских отношениях.
Вслед за Иларионом Киевским Мономах разрабатывает проблему ответственности князя перед подданными. Мономах просит князей следить за тем, чтобы во время военных действий воины не причиняли ущерба хозяйству крестьян. От князей он требует во всех случаях избегать братоубийственных войн, неустанно искать пути к достижению мира и согласия. При решении споров между светской и духовной властью Мономах отводит церкви почетную, но подчиненную роль: князья же должны почитать чернеческий и поповский чины и давать достойную милостыню церкви.
Своим «Поучением» Владимир Мономах хотел воспитать политических деятелей Древней Руси особого типа, какими и стали старший его сын св. Мстислав и младший — Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Князь должен как зеницу ока блюсти единство Русской земли, целостность государства.