«Нестяжательское» и «стяжательское »направление в политике древней руси

«Нестяжательское». Святой Нил Сорский (ок. 1433-1508) — писатель-публицист, переводчик, церковный деятель — родился в Москве в семье бояр Майковых. Прославился праведной жизнью как пустынник («заволжский старец» поселился в 20 километрах от Кирилло-Белозерского монастыря, на лесной речке Соре), основав особое направление — «нестяжательство».

Свои взгляды индивидуалиста-созерцателя на обязанности инока Нил подробно изложил в своих сочинениях: «Предание», «Устав скитского жития», «Завещание», в десятке посланий. Главная тема посланий Нила — критика жизни иноков, живущих не по преданию апостолов и святых отцов, а «по своих волях и умышлениях человеческих» со «стяжанием сел и притяжанием многих имений». Взгляды Нила имеют сходство с положениями европейской школы «естественного права». Он рассматривает человека как неизменную, постоянную величину «от века», со своими пагубными страстями, самая опасная из которых — «сребролюбие». Задача православного бороться с этой страстью.

Идеалом Нила является общинное устройство скита, когда иноки «нужную потребу добывающе от трудов рук своих». Наемный труд допустим лишь для помощи бедным и убогим. Но главный принцип пустынножителя заключается в умении удовольствоваться плодами «делания своего». Нил считает, что накопление богатств иноками ничем нельзя оправдать и только «нестяжание вышши подаяния». Нестяжательному человеку следует творить душевную милостыню, а не телесную, «яко души вышши тела». Современные монастыри, считал Нил, не соответствуют идеалу монашеского служения, и потому Нил полагал, что в такой общежительной форме, да еще с нарушениями, они не могут существовать. Лишь скитничество да безмолвное житие спасают. На соборе 1503 г. св. Нил Сорский выступил против св. Иосифа Волоцкого, подняв вопрос о недопустимости монастырям владеть землями и селами.

Говоря об отношении духовной власти к светской, Нил считал, что каждая из них должна иметь свою сферу деятельности и не соединяться. В церковной и монастырской жизни, считал Нил, не могут применяться государственные методы воздействия, особенно для осуждения еретиков, т. е. заблудших душ. Он связал проблему еретичества с постулатом о свободе воли. Поиски духовного спасения каждым человеком, в том числе и еретиком, глубоко индивидуальны и выбираются каждым самостоятельно, без участия государства.

Нил категорически отрицает возможность насилия над человеческой личностью:

«Мнозем ненавидимо... от своей воли отсечение, но свое каждо оправдание лихоимствует».

Полное послушание инока (как у «осифлян») пагубно для человека, поскольку у послушного чужой воле «и доброе на злое бывает». Опыт и знания человека, его внутренняя убежденность играют громадную роль в выборе поведения, поступков. Государство не имеет права казнить человека, тем более если он заблудший (еретик), да и церковь не должна преследовать человека за убеждения, она лишь обязана помочь беседой, советом, наставничеством и добрым примером. Если же человек уклонился от правой веры, то только Бог способен внушить ему исправление. Люди не могут «на таковых ни речьми наскакати, ни поношати, ни укорити».

В русской политической мысли Нил Сорский первым поставил вопрос о недопустимости преследования людей за их убеждения и образ мысли. Это входило в прямое противоречие с теократическом государством на Руси. Учение Нила Сорского продолжили и развили Вассиан Патрикеев и Максим Грек, за что и пострадали от «осифлян» в 1530-е гг.

«Стяжательское» направление в политике. Иосиф Волоцкий

Иосиф Волоцкий (1439-1515) — крупный церковно-политический деятель, основатель и игумен Волоколамского Успения Пресвятой Богородицы монастыря, писатель-публицист, основатель «стяжательского» направления «осифлян». Происходил из рода служилых землевладельцев Саниных, выходцев из Западной Руси. Родился в селе Язвище удельного княжества Волоцкого в 1439 г. В 20 лет принял монашеский постриг от св. Пафнутия в Боровском монастыре, а после смерти последнего (1477) был избран его преемником. Однако в 1479 г. из-за разногласий с Иваном III покинул Боровский монастырь и в земле князя Бориса Волоцкого на реке Ламе основал монастырь — Волоколамский.

Распорядок жизни монахов в обители был жестко регламентирован «Уставом», написанным игуменом Иосифом. От иноков требовались совершенное подчинение игумену, внешнее благочестие, полный отказ от личной собственности. Вместе с тем Иосиф приветствовал многочисленные земельные вклады и денежные пожертвования, которые помогали монастырю заниматься хозяйственной и благотворительной деятельностью как крупному вотчиннику.

Вместе с новгородским архиепископом Геннадием Гонзовым Иосиф Волоцкий активно боролся с реформационным движением — новгородско-московской ересью (1470-1504), известной под полемическим названием «ересь жидовствующих» (она же — ответвление европейской ереси гуситов). Иосифу удалось добиться от верховной власти усиления преследования еретиков, вплоть до сожжения наиболее активных из них (в Москве 27 декабря 1504). Большую роль сыграла специальная книга, направленная против еретиков, под названием «Просветитель». Иосиф приобрел большое влияние на государственные и церковные дела, что выразилось в достигнутом при его участии отказе верховной власти от посягательств на секуляризацию церковных земель.. На Соборе 1503 г. Иосиф резко выступил против Нила Сорского, отрицавшего право монастырей владеть землями с крестьянами; с тех пор одних стали называть «осифлянами», «стяжателями», а других — «нестяжателями».

Создатель учения о сильном теократическом государстве, Иосиф Волоцкий оставил после себя целую школу политиков — «осиф-лян», к его сочинениям как образцовым часто обращались Иван IV Грозный и митрополит Макарий. В конце XV — начале XVI в. Иосиф Волоцкий был противником Ивана III, так как последний хотел отнять у церкви ее земельные богатства. Победа «осифлян» на Соборе 1503 г. определила форму совместной деятельности церкви и государства.

Иосиф Волоцкий создал учение о сущности власти как божественного установления. Глава государства должен старательно исполнять свое высокое предназначение, оставаясь при этом простым человеком, способным допускать ошибки, которые могут погубить не только царя, но и всю страну и даже народ, ибо «за государьское согрешение Бог всю землю казнит». Поэтому не всегда следует подчиняться царю, считал Иосиф Волоцкий. Власть царя правомерна только в том случае, если ее носитель сумеет личные страсти подчинить основной задаче власти — обеспечению блага подданных. Поэтому, пишет Волоцкий, даже духовному лицу «не всегда следует повиноваться царю или князю». Если властитель, будучи поставлен над людьми, над собой «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковый царь не Божий слуга, но дьавол», и ему можно не подчиняться и оказывать сопротивление, как это делали не раз апостолы и мученики, «иже от нечестивых царей убиены быша и повелению их не покоришася». Такой «злочестивый царь» не царь есть, а мучитель. Так, Иосиф Волоцкий впервые в истории русской политической мысли открыл возможность обсуждать и критиковать личность и действия венценосной персоны. Постановка вопроса о правомерности самой верховной власти чрезвычайно плодотворна. Она стала той почвой, на которой сложилась демократическая традиция подвергать критике тиранические формы власти.

После соборов 1503-1504 гг., когда Иван III переориентировался и стал сторонником прочного союза государства с «осифлянской» церковью, постепенно стала изменяться и политическая позиция Волоцкого игумена. Теперь он считает возможным возвеличивание царственной персоны и доказывает необходимость безоговорочного подчинения ее авторитарности. Уподобление Богу исключает какую-либо критику царя, так как «царь в заповедех и правдах ходяще» и должен защищать церковь от ересей. Подчинение церкви государству якобы теперь закономерно и выражается, во-первых, в непосредственном вмешательстве царя в церковные и монастырские дела, во-вторых, в праве властителя наказывать еретиков как государственных преступников, в-третьих, во власти царя быть над духовной сферой.

Темы: Древняя русь, Политика
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Политическая мысль Древней Руси
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Политические взгляды Илариона Киевского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические взгляды Нестора Печерского
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические идеи Владимира Мономаха
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Филофей и его политическая доктрина «Москва — Третий Рим»
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Общество Древней Руси
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Политические идеи Александра Гамильтона
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Эмпирические методы в политической науке
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Оставить комментарий