Политические учения основателей социал-демократии: Лассаль, Каутский, Бернштейн

Фердинанд Лассаль (1825-1864) — известный немецкий философ, публицист, юрист, экономист, политический деятель и блестящий оратор XIX в. Родился в богатой еврейской купеческой семье. Посещал реформированную гимназию в Бреславле. С 1843 по 1846 г. Лассаль изучал философию, историю, классическую филологию в университетах Бреславля и Берлина.

Большое влияние на дальнейшее развитие его революционно-демократического мировоззрения оказали политические идеи Канта, Фихте, Гегеля. Будучи приверженцем гегелевского учения о государстве, Лассаль видит в рабочем классе носителя идеи государства как нравственного единства индивидов. Он призывает общественность сделать идею рабочего сословия «господствующей идеей общества и государства», а сам рабочий класс — «к наибольшей степени проявления нравственного достоинства, соответственно строгости этой идеи». Выступая против буржуазной идеи, ограничивающей цель и назначение государства только охраной личной свободы и собственности, Лассаль утверждает, что «истинной целью и назначением государства является воспитание и развитие человеческого рода в направлении к свободе». По его мнению, это станет возможным только тогда, когда «идея рабочего сословия станет господствующей идеей государства, и только это приведет в согласие и сделает сознательной целью общества то, что всегда было неосознанной органической природой государства».

Брошюры «О сущности конституции» и «Программа работников» активно циркулировали в рабочей среде и производили большое впечатление. В последней из них даже более конкретно, чем в «Манифесте Коммунистической партии» Маркса и Энгельса, были намечены пути немецкого рабочего движения. Это мешало основательному проникновению марксизма в рабочее движение, так как до 90-х гг. XIX в. идеи программы Лассаля составляли основную часть программы социал-демократии.

«Всеобщее и прямое избирательное право, — пояснял Лассаль, — есть не только ваш политический, но и ваш основной социальный принцип, основное условие всякого социального улучшения. Вот положение, которое вам следует понять. Вот знамя, под которым бы вы победили, и другого для вас нет!».

Чтобы завоевать это право, Лассаль советует создать большую политическую организацию «Всеобщий немецкий рабочий союз», которая могла бы развернуть широкую агитацию за всеобщее избирательное право.

Политические идеи Лассаля, вместе с его знаменитым положением о всеобщем избирательном праве как об универсальном политическом средстве освобождения работников от произвола системы, глубоко интегрированы в идейно-политические основы современной социал-демократии и социально-экономическую, политическую жизнь современных демократических обществ.

Карл Каутский

Карл Каутский (1854-1938) — один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и II Интернационала. Родился в Праге, в семье художника. Уже в гимназические годы под влиянием идей Парижской коммуны в нем пробудился интерес к рабочему и социалистическому движению.

В творчестве Каутского выделяют три периода: домарксистский (с середины 70-х до начала 80-х гг. XIX в.), марксистский (с начала 80-х гг. XIX в. до 1910 г.), послемарксистский (с 1910 г. до конца жизни). В домарксистский период Каутский находился под влиянием дарвинизма, лассальянства, неомальтузианства и анархизма. В 80-90-х гг. Каутский написал ряд работ и статей, популяризировавших труды Маркса и Энгельса: «Экономическое учение Карла Маркса» (1887), «Т. Мор и его учение» (1887), «Классовые противоречия Великой французской революции» (1889) и др. Однако уже в этот период по вопросам классовой борьбы и роли народных масс обнаруживалась недооценка им роли субъективного фактора, поэтому у него человек выступает лишь как орудие естественноисторической необходимости, что впоследствии, по оценке Ленина, привело его на позиции центризма и оппортунизма.

Каутский всегда стремился увязать теорию марксизма с практическими задачами социал-демократической партии. Большой авторитет он завоевал своим участием в написании теоретической части Эрфуртской программы. Программа была принята на партийном съезде в Эрфурте в 1891 г. В ней были сформулированы основные положения марксизма о необходимости низвержения капиталистического строя в ходе классовой борьбы пролетариата.

В концепции Каутского человек выступает как продукт обстоятельств, а историческая необходимость, выходя за пределы преобразовательной деятельности, в сущности, выступает как фатально господствующая, непреодолимая сила, возвышающаяся над человеком и общественными классами. Поэтому способствование осознанию революционными массами исторической необходимости и пассивное следование непреодолимым законам истории должно стать основным принципом политической деятельности социал-демократии. Этим принципом Каутский руководствовался при решении всех важнейших политических проблем.

Одной из таких проблем в его политической теории стала проблема революции. Если в концепции Маркса одной из главных задач революционной партии является подготовка рабочего класса к революции, то с точки зрения Каутского, «революционная партия <...> не партия, устраивающая революции».

«Мы не можем, — пишет он, — по собственному желанию устроить революцию, а следовательно, мы не можем ничего сказать <...> когда и при каких обстоятельствах она наступит и в каких формах будет протекать».

По Марксу, революция — «самая авторитарная вещь», в ходе которой вооруженный народ навязывает свою волю путем физического насилия, не связанного никакими законами, с единственной целью разбить, сломать «готовую государственную машину».

По предположению Каутского, в революции мирные средства (экономические, законодательные, моральные) будут преобладать над физическими. К такому выводу Каутский пришел в результате анализа всемирно-исторического развития государственности. Согласно этому анализу, государство (его аппарат) претерпело глубокие изменения: из органа и средства насилия и войн, из орудия классового господства (как утверждал марксизм) оно превращается все более в орган организации хозяйственной и культурной жизни. Такой взгляд на буржуазное государство и демократию как средство реформирования общества привел его впоследствии к разрыву с ортодоксальным воинствующим марксизмом, считавшим диктатуру пролетариата единственно необходимым средством подавления эксплуататорских классов, разрушения их государственной машины и построения справедливой общественной ассоциации.

Путь к политической власти, к социализму, по его концепции, может быть проложен через активную деятельность парламента. Поэтому в государствах, особенно со слабой конституционностью, пролетариат должен поддерживать парламент как олицетворение единства нации, не разбивать его на голосующие общности (социальные слои, классы, партии), что позволило бы господствующему классу с ними справиться.

Как сторонник эволюционного понимания исторического процесса, Каутский все же больше склонялся к пути реформ, вопросы диктатуры пролетариата и революции считал, что надо «спокойно предоставить будущему».

Политическая концепция Каутского, особенно в последний период его творческой деятельности, продолжала развиваться в рамках либерально-демократической «ревизованной» формы марксизма (подобной бернштейнианской), оказывая определенное влияние на размежевание революционной и реформистской традиций в социалистической теории.

Эдуард Бернштейн

Эдуард Бернштейн (1850-1932) — немецкий социалист, один из лидеров II Интернационала, классик теории современной социал-демократии, положил начало размежеванию революционной и реформистской традиций в социалистической теории. Его социально-политические воззрения сочетались с самыми различными теоретическими взглядами. Со второй половины 90-х гг. XIX в. в убеждениях Бернштейна наступает перелом, он критически пересматривает социально-политическое учение марксизма. Считая Маркса волюнтаристом, Бернштейн подверг критике его диалектический метод, который, по его мнению, на практике вел к произвольному конструированию общественно-политического развития. Особенно критиковал он основанную на этом методе программу путей перехода к социализму, ее положения об углублении противоречий капитализма до его всеобщего кризиса, о разрешении политических конфликтов с помощью классовой борьбы и социалистической революции.

В отличие от Маркса, Бернштейн развивает либеральную концепцию защиты личности, выступая против ее подавления большинством, к чему неизбежно может привести марксистская идея диктатуры пролетариата. В 1896-1898 гг. он опубликовал серию статей по проблемам социализма, а также работы: «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1898), «Условия возможности социализма и задачи социал-демократии» (1899), «Возможен ли научный социализм» (1901).

Он четко и подробно обосновывает свое видение социал-демократической позиции, исключающей революцию и ломку существующих государственных институтов власти. По мысли Бернштейна, история не ведет к углублению противоречия между буржуазией и пролетариатом, вера и ожидание общего кризиса капитализма безосновательны и должны быть заменены верой в постепенную, эволюционную социализацию общественного строя (т. е. через совершенствование демократических форм). Как и Каутский, Бернштейн считал, что в условиях постепенной демократизации государственных институтов политические привилегии господствующего класса утрачивают свое былое значение. Для него борьба классов не единственная альтернатива истории, рядом с ней есть место и для сотрудничества классов.

Выступая против марксистской идеи диктатуры пролетариата как важнейшей формы классовой борьбы, как главного средства завоевания социализма, Бернштейн противопоставляет ей идею совершенной демократии, которая, по его мнению, больше, чем политическое средство: она определяет пределы властных полномочий политических партий, классов.

«В демократии, — пишет Бернштейн, — ни один класс не пользуется привилегиями, политические партии и стоящие за ними классы вскоре узнают пределы своей власти и берутся всякий раз лишь за такие предприятия, какие при данных обстоятельствах они благоразумно могут надеяться осуществить».

Обоснование Бернштейном реформистской идеологии отражено в созданной им доктрине «демократического социализма» как антипода утопическим социально-политическим воззрениям Маркса об объективном характере общественного развития и неизбежности социализма. По его убеждению, социализм как единство теории и практики вообще не может быть обоснован научно.

«Наука не может быть тенденциозной, — пишет он, — как всякое познание реальности, она не принадлежит никакому классу или партии. Социализм, напротив, — это политическое течение, тенденция. И как доктрина, борющаяся за какие-то свои цели новой партии, он не может исключительно связывать себя с тем, что является уже твердо установленным».

Признавая реформизм основой социалистической стратегии, результатом последовательной демократизации («демократического давления»), Бернштейн был уверен в приспособляемости капитализма к новым условиям. На более высокой ступени развития средств общественного производства он дорастает до необходимости упразднения классовых различий и сам без революционных переворотов эволюционирует в социализм.

По теории «демократического социализма», социализм, являясь духовным наследником либерализма, «обеспечивает свободу личности как главной цели всех социалистических мероприятий». Важнейшими элементами демократического социализма являются кооперация, профессиональные ассоциации, которые принимают на себя права и полномочия в деле контроля над промышленным производством, организации постепенного обобществления, кооперации частных, коммерческих форм хозяйственной жизни и дальнейшей ее демократизации.

Социалистическая демократия у Бернштейна находит свое выражение в системе государственного правления при социализме. Политическая форма современных государств, по его мнению, со всей очевидностью показывает будущее политическое устройство при социализме, где сохраняются парламент, пропорциональное представительство от оппозиционных партий, всеобщее народное законодательство, все те обстоятельства и условия, при которых переход на высшую ступень развития общества мог бы осуществляться мирно и «без конвульсионных потрясений».

Идеи Бернштейна оказали огромное влияние на представителей той части социал-демократии, которая искала мирных путей к социализму (без гражданских войн и насилия, через осуществление серии больших и малых реформ). Историческая практика показала, что такой путь возможен.

Ключевые слова: Политика, Социализм, Демократия
Источник: Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
Материалы по теме
Социальная политика как реализация социальной справедливости
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Социальное государство через призму идеологий
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Социальная политика в СССР и России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Cтановление политики в Древней Греции
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Социал-демократическая идеология
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Утопический социализм XIX в. Анри де Сен-Симон
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические группы и общности
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Современные теоретические трактовки политической власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий