Социальное государство через призму идеологий

Современные идеологии, в отличие от классических, признают необходимость решения социальных проблем, но подходят к их решению с разных позиций.

Классическая либеральная идеология эволюционировала в неолиберализм, обогащенный идеями кейнсианства, — необходимостью государственного вмешательства в экономику и социальную сферу; обязанностью со стороны государства поддерживать самые уязвимые категории населения. Последнее стало основой политики либерального социального государства (или государства всеобщего благоденствия). Социальная политика — некоторая компенсация, уступка, вынужденная мера вмешательства в рынок — с целью воспроизводства рынка рабочей силы. Предоставляется равенство стартовых возможностей и дополнительные меры малообеспеченным гражданам. Существен вклад негосударственных расходов в общем финансировании социальной сферы. Соответственно, бизнес и общественные организации являются значимыми акторами социальной политики. Эта модель социального государства распространена в странах переселенческого капитализма (США, Канада, Австралия), в Великобритании, Швейцарии, Японии.

Идеология консерватизма базируется на:  

  • традиционализме;
  • понимании социального неравенства как нормы;
  • отказе вмешательства государства в социальную политику (либертаризм).

Доминанта консервативной социальной политики — добровольное социальное страхование, а ведущие социально-политические акторы — работающие граждане, отчисляющие проценты с заработной платы на страхование и страховые компании. Политика консервативного социального государства осуществляется преимущественно в развитых европейских странах — Германии, Австрии, Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, Финляндии, Франции.

Социал-демократия предполагает доминирование социальных целей над рыночным механизмом; нивелирование издержек демократии государственными мерами, направленными на сглаживание социального неравенства. Такая модель социального государства распространена в Скандинавских странах — Дании, Норвегии, Швеции. Здесь самые большие траты на социальные нужды; в практической социальной политике задействованы государственные органы власти, муниципалитеты, и только потом — частные и общественные организации.

Результаты различных парадигм социальной политики видны в статистических показателях. В либеральных социальных государствах сумма отчислений на социальную политику составляет 12-15 % от ВВП, в консервативных — 20-28 %, в социал-демократических — около 40 %. Еще более показательно соотношение расходов

  1. работодателей,
  2. работающих
  3. государства на социальные нужды.

Великобритания (либеральное социальное государство) — 26 : 15 : 42; Дания (социал-демократическое социальное государство) — 6 : 5 : 81, Италия (консервативное социальное государство) — 50 : 15 : 301.

Сведем разнообразие признаков социального государства в несколько групп:

  • доступность социальной поддержки со стороны государства для всех членов общества;
  • правовая природа осуществления социальной политики, наличие социального законодательства, на основе которого государственные органы власти осуществляют контроль и регулирование социальных процессов;
  • наличие социальных выплат, финансируемых за счет государственного бюджета;
  • наличие государственной системы социальной защиты населения;
  • ответственность государства за благосостояние граждан;
  • наличие гражданского общества.

Первые пять атрибутов социального государства характеризуют специфику социальной политики, доминантой которой является политическое решение об обязательстве государственной власти заботиться об уровне и качестве жизни населения. Это обстоятельство в данном случае даже важнее, чем экономическое благополучие государства; актуализируется не столько способность, сколько желание власти развивать социальную политику, финансировать социальные программы. Поэтому экономический фактор социальной политики в таком контексте отходит на второй план, пропуская вперед фактор политического решения о необходимости расширенной социальной политики. Такое понимание социальной политики восходит к идеям П. Струве.

Последний атрибут, гражданское общество, является необходимым признаком современного социального государства, хотя его отсутствие говорит, скорее, о дефектности или раннем, неразвитом этапе социального государства. В социальной политике и социальном государстве гражданское общество выражается в существовании общественных объединении, организаций, чья деятельность направлена на отстаивание интересов отдельных категорий населения. Например, это и инвалиды, которые могут получить доступ к инфраструктуре, и вынужденные мигранты, которым недоступны образование и медицинская помощь, а также пожилые и многие другие социальные группы.

Деятельность общественных организаций, с этой точки зрения, направлена на восполнение пробелов государственной социальной политики, реализацию первого признака социального государства — доступность социальной поддержки для всех людей.

Таким образом, социальное государство может функционировать только в рамках высокоразвитых демократических режимов. Различия в содержании социальной политики вызваны не столько разницей в экономическом развитии современных демократий, сколько ведущей политической идеологией.

Анализ конституций стран, закрепивших норму социального государства в той или иной формулировке, а также не имеющих такого закрепления, но относимых к типу стран с социальной рыночной экономикой, показывает, что среди принципов и функций, традиционно относимых к сфере социального государства, наиболее разработаны социальная направленность экономической политики, включая социальную роль бюджета; социальная ответственность государства; социальное партнерство; национальная солидарность.

В значительно меньшей степени в «государствах всеобщего благоденствия» разработаны вопросы обеспечения единого социального пространства (актуализированные, прежде всего, для федеративных государств) и социальной эргономики. При этом функция социального гуманизма реконструируется из ряда общих положений и не имеет прямого конституционного закрепления. Отсюда следует вывод, что качественное изменение функции государства состоит не только и не столько в расширении сферы социальной политики, а, прежде всего, в ее гуманизационной направленности.

Общими принципами социального государства нового типа являются:

  • социальный гуманизм — базовая ценность экономической политики;
  •  социальная направленность экономической политики («государство для человека»);
  •  социальная эргономика — ориентация на максимально возможные инвестиции «в человека»;
  •  социальная ответственность государства — выполнение государством своих социальных обязательств, то есть законодательно закрепленная совокупность общественных благ, которые оно обещает предоставить своим гражданам;
  • формирование социальной политики в процессе взаимодействия различных социальных групп интересов (солидарность);
  • социальное партнерство — максимально возможная гармонизация интересов и взаимодействия работника, работодателя и государства в сфере социально-экономических и трудовых отношений;
  • политическая демократия и правовое государство, обеспечивающее правовую основу социальной политики;
  • существование институтов гражданского общества;
  • социальная рыночная экономика, исключающая чрезмерное увеличение имущественного и социального неравенства в обществе и позволяющая выделять необходимые ресурсы для социальных программ;
  • недирективное участие государства в социальном рыночном хозяйстве и в социальной жизни;
  •  существование бюджетных социальных выплат и государственных систем социальной защиты, социального обеспечения, социального страхования и обеспечения занятости;
  • равные возможности для всех граждан для реализации своих способностей, получения образования и обеспечения своим трудом достойного уровня жизни;
  • доступность социальной поддержки для всех категорий населения.
Ключевые слова: Идеология, Социализм, Политика
Источник: Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. — СПб.: Питер, 2012. — 448 с., ил.
Материалы по теме
Утопический социализм XIX в. Анри де Сен-Симон
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Политические учения основателей социал-демократии: Лассаль, Каутский, Бернштейн
Под ред. А. К. Голикова, Б. А. Исаева, История политических учений: Учебник для вузов....
Роль идеологии в политике
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Социал-демократическая идеология
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Социальная политика как реализация социальной справедливости
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Социальная политика в СССР и России
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Определение, предмет и методы политологии
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Теоретический спор реалистов и идеалистов о понимании мировой политики
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий