Современные идеологии, в отличие от классических, признают необходимость решения социальных проблем, но подходят к их решению с разных позиций.
Классическая либеральная идеология эволюционировала в неолиберализм, обогащенный идеями кейнсианства, — необходимостью государственного вмешательства в экономику и социальную сферу; обязанностью со стороны государства поддерживать самые уязвимые категории населения. Последнее стало основой политики либерального социального государства (или государства всеобщего благоденствия). Социальная политика — некоторая компенсация, уступка, вынужденная мера вмешательства в рынок — с целью воспроизводства рынка рабочей силы. Предоставляется равенство стартовых возможностей и дополнительные меры малообеспеченным гражданам. Существен вклад негосударственных расходов в общем финансировании социальной сферы. Соответственно, бизнес и общественные организации являются значимыми акторами социальной политики. Эта модель социального государства распространена в странах переселенческого капитализма (США, Канада, Австралия), в Великобритании, Швейцарии, Японии.
Идеология консерватизма базируется на:
- традиционализме;
- понимании социального неравенства как нормы;
- отказе вмешательства государства в социальную политику (либертаризм).
Доминанта консервативной социальной политики — добровольное социальное страхование, а ведущие социально-политические акторы — работающие граждане, отчисляющие проценты с заработной платы на страхование и страховые компании. Политика консервативного социального государства осуществляется преимущественно в развитых европейских странах — Германии, Австрии, Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, Финляндии, Франции.
Социал-демократия предполагает доминирование социальных целей над рыночным механизмом; нивелирование издержек демократии государственными мерами, направленными на сглаживание социального неравенства. Такая модель социального государства распространена в Скандинавских странах — Дании, Норвегии, Швеции. Здесь самые большие траты на социальные нужды; в практической социальной политике задействованы государственные органы власти, муниципалитеты, и только потом — частные и общественные организации.
Результаты различных парадигм социальной политики видны в статистических показателях. В либеральных социальных государствах сумма отчислений на социальную политику составляет 12-15 % от ВВП, в консервативных — 20-28 %, в социал-демократических — около 40 %. Еще более показательно соотношение расходов
- работодателей,
- работающих
- государства на социальные нужды.
Великобритания (либеральное социальное государство) — 26 : 15 : 42; Дания (социал-демократическое социальное государство) — 6 : 5 : 81, Италия (консервативное социальное государство) — 50 : 15 : 301.
Сведем разнообразие признаков социального государства в несколько групп:
- доступность социальной поддержки со стороны государства для всех членов общества;
- правовая природа осуществления социальной политики, наличие социального законодательства, на основе которого государственные органы власти осуществляют контроль и регулирование социальных процессов;
- наличие социальных выплат, финансируемых за счет государственного бюджета;
- наличие государственной системы социальной защиты населения;
- ответственность государства за благосостояние граждан;
- наличие гражданского общества.
Первые пять атрибутов социального государства характеризуют специфику социальной политики, доминантой которой является политическое решение об обязательстве государственной власти заботиться об уровне и качестве жизни населения. Это обстоятельство в данном случае даже важнее, чем экономическое благополучие государства; актуализируется не столько способность, сколько желание власти развивать социальную политику, финансировать социальные программы. Поэтому экономический фактор социальной политики в таком контексте отходит на второй план, пропуская вперед фактор политического решения о необходимости расширенной социальной политики. Такое понимание социальной политики восходит к идеям П. Струве.
Последний атрибут, гражданское общество, является необходимым признаком современного социального государства, хотя его отсутствие говорит, скорее, о дефектности или раннем, неразвитом этапе социального государства. В социальной политике и социальном государстве гражданское общество выражается в существовании общественных объединении, организаций, чья деятельность направлена на отстаивание интересов отдельных категорий населения. Например, это и инвалиды, которые могут получить доступ к инфраструктуре, и вынужденные мигранты, которым недоступны образование и медицинская помощь, а также пожилые и многие другие социальные группы.
Деятельность общественных организаций, с этой точки зрения, направлена на восполнение пробелов государственной социальной политики, реализацию первого признака социального государства — доступность социальной поддержки для всех людей.
Таким образом, социальное государство может функционировать только в рамках высокоразвитых демократических режимов. Различия в содержании социальной политики вызваны не столько разницей в экономическом развитии современных демократий, сколько ведущей политической идеологией.
Анализ конституций стран, закрепивших норму социального государства в той или иной формулировке, а также не имеющих такого закрепления, но относимых к типу стран с социальной рыночной экономикой, показывает, что среди принципов и функций, традиционно относимых к сфере социального государства, наиболее разработаны социальная направленность экономической политики, включая социальную роль бюджета; социальная ответственность государства; социальное партнерство; национальная солидарность.
В значительно меньшей степени в «государствах всеобщего благоденствия» разработаны вопросы обеспечения единого социального пространства (актуализированные, прежде всего, для федеративных государств) и социальной эргономики. При этом функция социального гуманизма реконструируется из ряда общих положений и не имеет прямого конституционного закрепления. Отсюда следует вывод, что качественное изменение функции государства состоит не только и не столько в расширении сферы социальной политики, а, прежде всего, в ее гуманизационной направленности.
Общими принципами социального государства нового типа являются:
- социальный гуманизм — базовая ценность экономической политики;
- социальная направленность экономической политики («государство для человека»);
- социальная эргономика — ориентация на максимально возможные инвестиции «в человека»;
- социальная ответственность государства — выполнение государством своих социальных обязательств, то есть законодательно закрепленная совокупность общественных благ, которые оно обещает предоставить своим гражданам;
- формирование социальной политики в процессе взаимодействия различных социальных групп интересов (солидарность);
- социальное партнерство — максимально возможная гармонизация интересов и взаимодействия работника, работодателя и государства в сфере социально-экономических и трудовых отношений;
- политическая демократия и правовое государство, обеспечивающее правовую основу социальной политики;
- существование институтов гражданского общества;
- социальная рыночная экономика, исключающая чрезмерное увеличение имущественного и социального неравенства в обществе и позволяющая выделять необходимые ресурсы для социальных программ;
- недирективное участие государства в социальном рыночном хозяйстве и в социальной жизни;
- существование бюджетных социальных выплат и государственных систем социальной защиты, социального обеспечения, социального страхования и обеспечения занятости;
- равные возможности для всех граждан для реализации своих способностей, получения образования и обеспечения своим трудом достойного уровня жизни;
- доступность социальной поддержки для всех категорий населения.