Cтановление политики в Древней Греции

Выделение и осмысление политики как особой социальной сферы именно в Древней Греции имело веские причины. Первой из них следует назвать национальный характер и менталитет народа, породившего политику. Древние греки были рационально мыслящими людьми, поднявшими до небывалых высот духовную и материальную культуру. То же время, примерно 2,5 тыс. лет назад, породило философию как первую рациональную отрасль духовной культуры, историю, риторику и такие достигшие небывалого расцвета виды искусства, как театр и скульптура. Все это имело один духовный источник, образно говоря, Кастальский родник у подножья горы Парнас, хотя в числе девяти греческих муз нет музы политики.

Второй причиной следует назвать социальную, а именно становление в Древней Греции новой формы общественного устройства, получившей название демократии (в буквальном переводе «власть народа»). Оно приобщило к управлению государством если и не самые широкие массы населения, но всех совершеннолетних граждан полиса (в их число не входили женщины, чужестранцы и рабы). Проблема управления существовала, конечно, и в других странах, но там она решалась узким кругом лиц, принимающих решения. В Древней Греции действительно стало возможным говорить о политике как о широкой сфере общественной жизни. Понятие политики неразрывно связано с Древней Грецией, потому что каждый гражданин демократических городов-государств должен был уметь заниматься ею. Отметим, что слово «полис» однокоренное со словом «поли», означающем «много», и, возможно, произошло от него (полис — город, в котором живет много людей). В слове «политика» можно услышать, что много людей участвует в управлении государством.

У афинян не было термина для обозначения государства. Слово «полис» есть и государство, и общество, поэтому выражение Аристотеля «Человек — существо политическое» можно перевести как «существо общественное» или «существо государственное». Гражданин в Древней Греции — человек, занимающийся политикой (от греч. politas), так как город есть полис. Занятие политикой до такой степени считалось обязательным и само собой разумеющимся делом для гражданина, что человек, не питающий интереса к политике, а занимающийся лишь своими частными делами, назывался словом «идиот» — понятие, противоположное гражданину.

Древняя Греция была богатой, процветающей торговой страной, вызвавшей к жизни новую форму правления. Демократия возникла из аристократии — формы правления, при которой к власти допускалась часть граждан, которая в свою очередь образовалась из монархии — власти одного.

ДЕМОКРАТИЯ В АФИНАХ

Демократия Древней Греции не похожа на существующую в современном мире. Это было то, что в наше время получило название прямой демократии, а также демократии участия. Когда мужчине, родившемуся в Афинах, исполнялось 18 лет, он приносил присягу на верность полису и отныне считался гражданином Афин. Всеми гражданскими правами в Афинах пользовались с 20 лет, когда юношей вносили в список Народного собрания, за исключением доступа к должностям, что допускалось с 30-летнего возраста. Правом и обязанностью всех свободных граждан было собираться на главной площади города (это называлось Народным собранием) и совместно обсуждать наиболее важные политические вопросы — объявления войны, заключения мира и т.п. Каждый мог выступить с обоснованием собственной точки зрения. Всех желающих выслушивали и большинством голосов принимали решения. Древние греки умели и владели искусством выражать свои мысли, что необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот, кого не хотели слушать, мог переехать в другой город и проповедовать свои взгляды там.

У истоков афинской демократии стоял выдающийся политический деятель Перикл. Обосновывая необходимость и значение демократии, Перикл говорил:

«Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы, скорее, сами являем пример другим, нежели в чем-нибудь подражаем кому-либо. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение или низкое общественное положение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, и повинуемся властям и законам, в особенности установленным в защиту обижаемых, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным» (Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 167-168).

Здесь обращают на себя внимание четыре момента. Во-первых, участие в управлении большинства народа; во-вторых, выдвижение на основе личных достоинств; в-третьих, равенство всех перед законом (правовое равенство); в-четвертых, особая защита слабых.

Относительно того, каким должен быть гражданин демократического общества и как должны вестись общественные дела, Перикл говорит:

«Ведь только мы одни признаем человека, не занимающегося общественной деятельностью, неблагонамеренным гражданином, бесполезным обывателем. Мы не думаем, что открытое обсуждение может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами и за и против. В отличие от других, мы, обладая отвагой, предпочитаем вместе с тем сначала основательно обдумывать наши планы, а потом уже рисковать, тогда как у других невежественная ограниченность порождает дерзкую отвагу, а трезвый расчет - нерешительность... Одним словом, я утверждаю, что город наш — школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях» (Там же. С. 168—169).

Высшим органом власти в Афинах являлось Народное собрание, которое производило проверку действий властей, обсуждало вопросы продовольствия, защиты страны и прочее по желанию самих граждан. Военачальников выбирали поднятием рук, а основным способом выбора на другие должности, в том числе в высший орган исполнительной власти — Совет пятисот, был жребий. Любой гражданин должен был быть готов к занятию государственного поста. Стало быть, в политике должен был разбираться каждый, и значение этой сферы жизни резко возросло.

«По некоторым оценкам, рядовой гражданин по крайней мере один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве» (Даль Р. О демократии. М., 2000. С. 18).

В Совете пятисот председатель пританов — дежурных членов Совета — выбирался из числа членов по жребию и не мог пробыть в этой должности более одного дня или занимать ее дважды. Председатель Народного собрания и ведущий заседания Совета пятисот также избирались по жребию и не могли исполнять эти обязанности более одного раза в году. Исключение составляли военные должности, которые можно было занимать несколько раз. Имело место разделение исполнительной и судебной власти, которая в виде суда присяжных только и могла налагать взыскания.

Известный ныне принцип разделения законодательной и исполнительной властей не осуществлялся в Афинах, поскольку четкого разделения законодательных и исполнительных функций между Народным собранием и Советом пятисот не проводилось и народное собрание оставалось высшим законодательным и исполнительным органом, координирующим свою деятельность с Советом пятисот, который был высшим судебным органом.

Французский политический мыслитель Б. Констан (1767—1830) в своей работе «О свободе у древних в сравнении со свободой у современных людей» отметил, что в понятие свободы у современного человека входит свобода от произвола властей, т.е. отрицательная свобода, в то время как в Древней Греции понятие свободы включало в себя свободу для непосредственного участия в решении дел, связанных с совместным управлением полисом, т.е. положительную свободу. Платой за это явилось отсутствие права на частную жизнь, которая находится под постоянным наблюдением общества. «Целью древних было разделение общественной власти между всеми гражданами страны. Это-то они и называли свободой. Цель наших современников — безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях» (Констан Б. О свободе у древних в сравнении со свободой у современных людей // Полис. 1993. № 2. С. 98). «Человек политической античности решал все общественные дела в духе демократии участия. Иными словами, технологии политического участия он применял для решения своих повседневных проблем» (Панарин А.С. Цит. соч. С. 50).

Демократия в Древней Греции существовала в отдельные периоды, начиная с V в. до н.э., сменяясь другими формами общественного устройства на протяжении двух веков, пока в III в. Древняя Греция не попала под власть Александра Македонского. Столетия спустя Греция была захвачена Римом и надолго (до захвата Рима варварами) вошла в состав Римской империи. Тем не менее этот отрезок истории был столь же важен для политики, как греческая мифология, философия и искусство для культуры в целом.

Прямая демократия в Древней Греции могла существовать, поскольку в типичном городе-государстве количество граждан колебалось от 2 до 10 тыс. (в Афинах в период высшего расцвета демократии — 450 г. до н.э. — 60 тыс. граждан). Рост числа граждан накладывает ограничения на развитие данного вида демократии. Это стало заметно на примере Древнего Рима, в котором в период республики (от лат. — «общее достояние») наделение все большего количества граждан правом принимать участие в решении государственных вопросов уже не приводило к росту реальной демократии, так как граждане, проживающие в других городах империи, не могли регулярно ездить в Рим для участия в народных собраниях, на которых принимались политические решения.
 

Источник: 
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с.
Материалы по теме
Новая концепция демократии Й. Шумпетера
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Политические идеи в России XVII - первой половины XIX вв.
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Плюралистическая концепция демократии Р. Даля
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Политические идеи в России второй половины XIX-первой половины XX вв.
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Партисипаторная концепция демократии
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Основные направления развития политических учений Древнего мира
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Характерные черты политических учений Средневековья
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Политические учения в средневековой Руси (X-XV вв.)
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Оставить комментарий