Характерные черты политических учений Средневековья

Политические идеи раннего христианства и Средневековья базировались на греко-римской традиции, но обязательно освещались христианской догматикой. Так, происхождение власти и государства обязательно велось от Бога. Это послужило началом так называемых теократических теорий (греч. теос — Бог, кратос — власть).

Одним из первых теоретиков теократии был Иоанн Златоуст (345-407). «Царю вверено земное, мне небесное, царю поручены тела, священнику — души... Последнее княжество выше, поэтому царь преклоняет голову под руку священника» — утверждал он.

Другой известный христианский идеолог Августин Блаженный (354-430) в трактате «О граде божьем» писал, что государство должно оправдывать свое существование в служении церкви, направлять людей праведно жить в «граде земном», чтобы попасть в «град небесный».

Наиболее известным христианским теоретиком собственно Средневековья был Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.). По его учению человеческие законы (то есть право) не должны противоречить естественным, природным. Если в природе от Бога существует определенная иерархия, на вершине которой находится человек, рассуждал Фома, то и в сообществе людей должны существовать сословия, выполняющие разные социальные функции и имеющие соответствующее положение в обществе. Политические функции должны осуществлять те сословия (монарх и феодалы), которые по божественному промыслу призваны управлять государством. Единобожие — образец для земной власти. Отсюда наиболее подходящая форма государства христиан — монархия. В то же время, если власть отклоняется от божественных установлений, то подданные имеют право не подчиняться ей. А правители не могут произвольно лишать подданных жизни, запрещать брак, деторождение и т. д., то есть все то, что дано человеку Богом и природой. Этим положением Фома возрождает традицию Аристотеля о естественных причинах человеческого существования. Это положение в дальнейшем (уже в Новое время) станет основой теории естественных прав личности. Теория Фомы Аквинского стала официальной доктриной католической церкви. В настоящее время ее развивает такое течение политической мысли, как христианская демократия.

На протяжении всего Средневековья не прекращались споры о соотношении церкви и государства. И хотя они неизменно решались в пользу церкви, но, в то же время, помогали лучше видеть сущность и функции государства, подводили вплотную к решению проблемы государственного суверенитета.

Ключевые слова: Политика, История
Источник: Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Материалы по теме
Cтановление политики в Древней Греции
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Концепция заинтересованных групп А. Бентли
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Новая концепция демократии Й. Шумпетера
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Плюралистическая концепция демократии Р. Даля
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Партисипаторная концепция демократии
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Основные направления развития политических учений Древнего мира
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Понятие «политика» и представления о ней в истории
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Политические учения в средневековой Руси (X-XV вв.)
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий