Практически все конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания, являются педагогическими. Можно выделить ряд объективных причин, приводящих к конфликту.
К объективным причинам относятся противоречия:
- Между системой воспитания и образования в обществе
- Ценностями, культивируемыми школой, семьей и ценностями, складывающимися в окружающей среде
- Между педагогическим коллективом и семьей
- Между традициями и новациями в системе обучения и воспитания.
- Субъективные причины, приводящие к конфликту:
- Индивидуальные особенности личности учителя, такие как бескомпромиссность, ригидность, директивность и т.д.
- Контрольно-оценочная деятельность, перенесенная на межличностные отношения
- Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности.
Конфликт может носит открытый и скрытый характер. Известно, например, что в начальной школе большинство конфликтов ребенка со взрослыми разворачивается с его стороны в скрытой форме, т.к. школьник не готов к открытому противосостоянию. Он может очень сильно переживать свои отношения с родителями или учителем, мучиться от невозможности что-то предпринять (что может пагубно сказаться на его самочувствии, здоровье и успешности деятельности)., однако не совершать ни каких конфликтных действий по отношению к значимым людям. В то же время подросток склонен к открытым социальным конфликтам, быстрому переносу возникающих противоречий в область активных конфликтных действий и отношений.
Среди многообразия проблем педагогических конфликтов выделяют следующие:
- Связь позиции педагога со стилем управления (организаторской деятельностью). Позиции педагога в конфликтной ситуации определяются ведущим эго-состоянием. Каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций, условно обозначенных как Родитель, Ребенок и Взрослый.
- Стратегии взаимодействия учителя в педагогическом конфликте. Стратегии - компромисс и сотрудничество, соперничество, приспособление и избегание.
- Социальная роль учителя в педагогическом коллективе, влияющих на обострение межличностных отношений.
Все многообразие школьных конфликтов может быть систематизировано и представлено в трех основных источниках конфликтов:
- Организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты). К организационным причинам конфликтам относятся: нецелесообразно составленное расписание (оно, как правило, составляется из удобства для учителей, а не для учеников), плохой подбор учителей, работающих на одной параллели, не состыковка программ и требований, учебная перегрузка детей и пр. Можно говорить даже о существовании возрастных школьных периодов, когда чаще всего возникают конфликты между учениками и педагогами как в силу недостаточно продуманной организационно-педагогической деятельности школы.
- Межличностные отношения в системе «ученик-ученик» (конфликтные взаимоотношения). К конфликтам взаимоотношений относятся конфликты на почве борьбы за лидерство между учителем и отдельным учеником, многочисленные этические конфликты (противоречивые требования со стороны учителей, «двойная мораль», попытка подчинить авторитарными способами и др.).
- Конфликтогенные личности (как отдельные учителя, так и отдельные ученики). Конфликтогенные личности как бы генерируют вокруг себя зону повышенной конфликтности, внося в свои социальные связи элемент собственной внутренней противоречивости и неустроенности.
Таким образом, любой реально возникающий школьный конфликт учителя и ученика должен быть проанализирован на трех уровнях:
- с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса
- с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика
- с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.
Можно сказать, что конфликт разрешен продуктивно, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации всего школьного процесса, системе коллективных норм и правил, в психологических установках участников по отношению друг к другу, готовность к конструктивному поведению в будущих конфликтах.
Педагогические конфликты можно рассматривать в различных аспектах, но следует помнить о позитивном значении нормативности данного явления, которое не только создает проблемы, но и является источником развития самого учебно-воспитательного процесса. Более того, конструктивное разрешение конфликтной ситуации способствует личностному развитию его участников.