Дидактические принципы обучения

К азам педагогики и педагогической психологии несомненно относится дидактика как теория образования. Ее задача — обеспечить усвоение содержания образования учащимися. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, а с другой — указывает, как нужно обучать и воспитывать.

Предметом вузовской дидактики является единство обучения, воспитания и развития, поскольку в учебном процессе не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера, развиваются способности учащихся.

Как и сама дидактика, принципы ее находятся в постоянном совершенствовании. Принципы наглядности, доступности, прочности и другие, касающиеся технической стороны обучения, применялись как в социалистической, так и в буржуазной школе. И там, и у нас они имели идеологическую направленность. Так, принцип наглядности, часто использовавшийся в буржуазной школе для того, чтобы помешать познанию внутренней сущности явлений, в советской школе использовался во взаимосвязи с принципом сознательности для раскрытия диалектико-материалистической сущности изучаемых явлений. Принцип прочности осуществлялся в дореволюционной школе путем многочисленных повторений (механическое заучивание, зубрежка), в советской школе этот принцип опять же вместе с принципом сознательности лежал в основе запоминания учащимися ключевых идей и фундаментальных фактов науки.

Опираясь на дидактические принципы, высказанные в «Дидактике средней школы», можно было бы, сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:

  1. Развивающее и воспитывающее обучение.
  2. Научность и доступность, посильная трудность.
  3. Сознательность и творческая активность студентов при руководящей роли преподавателя.
  4. Наглядность и развитие теоретического мышления,
  5. Системность и систематичность обучения.
  6. Переход от обучения к самообразованию.
  7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
  8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей студентов.
  9. Положительный эмоциональный фон обучения.
  10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов.
  11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.
  12. Компьютеризация обучения.
  13. Интегративность обучения, т. е. учет межпредметных связей.
  14. Инновативность обучения.
Источник: 
Басова Н.В., Педагогика и практическая психология
Темы: 
Материалы по теме
Сущность и структура обучения
Луковцева А.К., Психология и педагогика
Организационные формы и системы обучения
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Подготовка учебной речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Принципы проблемно-развивающего обучения
Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций
Виды обучающих воздействий
Ильин Е.П., Психология для педагогов
Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
...
Формы дополнительной подготовки персонала
Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 2001. — 496 с...
Оставить комментарий