Педагогическая инноватика сегодня - важный раздел науки педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их воспитания и развития.
Предмет педагогической инноватики - совокупность педагогических условий средств и закономерностей, связанных с разработкой, обоснованием эффективности и освоением педагогических новшеств в педагогическую деятельность.
Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария педагогов.
Можно выделить основные направления инновационной педагогической деятельности:
- использование новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности;
- технологизация обучения;
- использование информационных технологий;
- учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении;
- освоение и внедрение внешнего инновационного опыта;
- проектирование авторского инновационного опыта.
Понятия/термины педагогической инноватики - педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, новаторская педагогика, инновационная деятельность, инновирование.
Понятие «инновация» впервые было принято более века назад в культурологии и лингвистике для обозначения процесса трансфера (переноса) - проникновения элементов одной культуры в другую и приобретения при этом новых, не свойственных ранее качеств. Такое проникновение рассматривалось как решающий фактор развития культур. В современном мире им активно пользуются в различных отраслях знаний деятельности, особенно в сфере экономики.
В педагогике понятие «инновация» употребляют в следующих значениях:
- форма организации инновационной деятельности;
- совокупность новых профессиональных действий педагога, направленных на решение актуальных проблем воспитания и обучения [с позиций личностно-ориентированного образования];
- изменения в образовательной практике;
- комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства в области техники, технологии, педагогики, научных исследований;
- результат инновационного процесса.
Такое разнообразие ведет к значительным расхождениям в толковании понятия «инновация» (как нововведение) в научной литературе.
Разногласия в толковании вызваны неодинаковым видением ученых сущностного ядра, а также, порой, явной радикальностью нововведений. Ряд исследователей убежден, что инновацией можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие относят к этой категории любые, даже незначительные новшества.
Учитывая сущностные признаки инновации есть все основания рассматривать ее как процесс и как продукт (результат).
Инновация как процесс означает частичную или масштабную смену состояния системы и соответствующую деятельность человека.
Инновация как результат предусматривает процесс создания (воспроизведение) нового, что имеет конкретное название «новация».
На этом основании часто и различают понятия «новация» («новое средство») как определенное средство (новые идеи, методы, методики, технологии, программы и т. п.) и «инновация», которое шире по смыслу, поскольку означает процесс, предметом которого является новации.
Новацию считают результатом (продуктом) творческого поиска личности или коллектива, что открывает принципиально новое в науке и практике, а инновацию - результатом порождения, формирования и воплощения новых идей. Именно воплощение новых идей является признаком, по которому отличают инновации от собственно новаций: если педагог открывает принципиально новое, то он новатор, если трансформирует научную идею в практике - инноватор.
Одним из самых главных аспектов педагогической инноватики является новизна педагогического средства.
Новизна - возможно, главный критерий оценки научных педагогических исследований; основной результат творческого процесса; свойство и самостоятельная ценность нововведения.
В педагогической практике, как и в других сферах деятельности, новизна является относительной как в личностном, так и в историческом плане: то, что является новым для одного педагога, может быть вовсе не новым для другого. Новизна всегда имеет конкретно-исторический характер - рождаясь в определенное время, прогрессивно решая задачу конкретноисторического этапа, она со временем становится нормой, общепринятой массовой практикой, или впоследствии - даже тормозом развития.
В педагогике новизна фигурирует как абсолютно новое, относительная новизна, субъективная новизна, псевдоновизна. На каждом из этих уровней оказываются ее существенные особенности.
- Абсолютная новизна. Она охватывает принципиально не известные ранее новации, которые в результате реализации становятся радикальными нововведениями. Ее фиксируют за отсутствие аналогов, прототипов конкретного нововведения.
- Относительная новизна. Она обнаруживает себя в нескольких вариантах - как частичная новизна, которая заключается в обновлении одного из элементов системы, когда она становится новой в каком-то одном отношении; условная новизна, которая возникает из-за необычного сочетания известных элементов; местная новизна, особенностью которой является использование новации, применявшейся на других объектах, в новых условиях.
- Субъективная новизна. О ней ведут речь, когда объект является новым для данного субъекта. Например, предмет или явление могут быть совершенно новыми для одного человека, нормативно новыми для конкретного сообщества (например, в одной стране) и не новыми в другой стране для другого сообщества.
Кроме чистой новизны, новация должна обладать инновационным потенциалом - способностью обеспечивать в течение длительного времени полезный результат от своего использования. Если нововведение не обеспечивает полезный эффект, то оно является псевдонововведением. Так часто бывает при внедрении в учебный процесс компьютеров. Это не свидетельствует, что компьютер как техническое средство обучения не имеет инновационного потенциала - таким потенциалом не обладают способы его включения в учебный процесс, что не дает возможности использовать его основные возможности.
Итак, сравним.
Инновация - это нововведение, которое организуется и проводится работниками специалистами профессионалами.
Педагогическая инновация - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей и самой системы образования в целом.
Реформа (педагогическая) - нововведение, которое организуется и проводится государственной властью. Нововведение при этом рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие таких этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализацию связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Существует такая характеристика этапов развития инновационного процесса, где выделяется следующее:
- определение потребности в изменениях;
- сбор информации и анализ ситуации;
- предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
- принятие решения о внедрении (освоении);
- само внедрение, включая пробное использование новшества;
- институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится уже элементом повседневной практики.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. д. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе, кстати, инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив педагогику, образование инновациями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.
Отметим: педагогическими новшествами, инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства; методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.
Педагогические инновации классифицируются по различным признакам.
Можно определить - основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
- обновление содержания образования;
- изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
- проектирование новых моделей образовательного процесса;
- обеспечение психологической, экологической безопасности обучающихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития обучающихся;
- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и другие.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях: к высшему уровню относятся инновации, которые затрагивают всю педагогическую систему.
Нам уже понятно, что инновации возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед - отсюда даже возникло принципиально новое и важное направление -теория новаций и инновационных процессов (в педагогической науке). Собственно, все реформы в образовании представляют (или, по крайней мере, должны представлять) собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.
Педагогические инновации осуществляется по определенному алгоритму. П. И. Пидкасистый выделил десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:
- разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию (выяснение потребности в нововведениях);
- всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария;
- поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений;
- всесторонний анализ научного задела, где содержатся творческие решения ученых актуальных педагогических проблем;
- проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей;
- исполнительская интеграция реформы;
- проработка практического осуществления известного закона перемены труда - перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.
Но, заметим, важен вопрос о критериях педагогических инноваций!
Критериями оценки педагогических инноваций являются, прежде всего, новизна, оптимальность, высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Конкретизируем (согласно идеям В. А. Сластенина).
О новизне мы только напомним. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения.
Оптимальность означает введение в процесс обучения педагогических инноваций и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах участников инновационной деятельности.
Результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдательность и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым при оценке значимости новых приемов, способов воспитания, образования и развития обучающихся.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте сначала подтверждается в деятельности отдельных педагогов, а после апробации и объективной оценки инновация может быть рекомендована к массовому внедрению.
Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет и педагогам, и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Но мы видим иногда просто отсутствие в учебных заведениях инновационной среды, которая представляет собой определенную морально-психологическую обстановку, подкрепленную комплексом мер организационного, методического, педагогического, психологического и эргономического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс. Отсутствие такой среды проявляется, чаще всего, в теоретической неподготовленности педагогов, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие же благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» педагогов нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. То есть инновационная среда находит реальное отражение в отношении педагогов к педагогическим инновациям.
Да, к сожалению, в практике работы образовательных организаций отмечается недостаточная интенсивность применения педагогических новшеств - и причинами этого являются: отсутствие прохождения необходимой профессиональной экспертизы и апробации конкретного инновационного педагогического продукта; организационная, техническая и личностная подготовка участников инновационных процессов для внедрения педагогической инновации в образовательную практику.
Говоря об источниках инновационных изменений, следует обратить внимание на то, что их можно разделить на группы:
- внутренние, связанные с осознанием собственной потребности в механизмах повышения качества организации (изменения для улучшения какого-либо аспекта);
- внешние, обусловленные изменениями в законодательстве, требованиями вышестоящих инстанций, социальным заказом.
Поиск точных источников необходимых инновационных изменений - это процесс выявления противоречий, рассогласований в педагогической практике. В теории выделяются:
- несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть реально (противоречие между сущим и должным, между реальностью и представлением о желаемом). Проверка образовательного учреждения, аттестация, грамотный и объективный контроль могут показать, что дела в данном учреждении обстоят не так, как того требуют нормативные документы, правовые акты или соответствующие теоретические модели; образовательный процесс во многом произволен, научно не обоснован, не отвечает требованиям современных педагогических технологий. Чтобы устранить такое противоречие, следует внести изменения в управленческую систему, в содержание образования, в образовательную программу, в технологии организации образовательного процесса или в совершенствование развития профессиональной компетентности педагогов;
- источники инновационных изменений не зависят от образовательного учреждения;
- изменения в социальной среде образовательного учреждения:
- образовательных потребностей и жизненных приоритетов обучающихся;
- образовательных предпочтений семей;
- связей учреждений в системе образования региона;
- образовательной ситуации в микрорайоне (регионе);
- изменения в системе образования в целом:
- в составе компонентов;
- в целях;
- в структуре и характере связей;
- в функциях;
- в нормативно-правовом обеспечении;
- демографические и геополитические изменения:
- резкое повышение или снижение рождаемости;
- изменение государственных границ, появление беженцев, эмигрантов;
- динамика доходов населения, политическое расслоение общества, соотношение богатых и бедных слоев;
- новое знание как источник инновационных изменений. Появление нового знания может порождать противоречие между ранее используемыми теоретическими моделями и вновь созданными, которые задают основу для более эффективного решения прежних образовательных задач или открывают возможности для реализации новых. Вместе с тем, следует иметь в виду, что изменения такого типа требуют больших ресурсных затрат: дополнительного времени, специальной профессиональной переподготовки, модернизации материальнотехнической базы и дидактического обеспечения образовательных процессов. Однако эти затраты оправданы - окупаются значительными достижениями обучающихся;
- источники инновационных изменений находятся внутри образовательного учреждения;
- отличие от массового опыта:
- успешный педагогический опыт («спонтанно возникший успех»);
- негативный педагогический опыт («непредвиденное поражение, провал»).
В связи с этим возможны изменения в технологии обучения, в отдельных дидактических средствах, в понимании целей и задач процесса обучения, в теоретических основах обучения (опыта в качестве источника развития теории).
Конечно, современное российское образование все-таки явно носит инновационный характер - отсюда можно вывести и функции инновационных изменений:
- аксиологическая функция - перенос акцента с воспроизведения человека с заданными свойствами в сторону раскрытия личностного потенциала ребенка, развития авторской, личностной позиции в культуре;
- гуманизация и гуманитаризация содержания образования - разработка принципиально новых подходов к отбору содержания образования. Введение в практику курсов и программ, отвечающих современным образовательным парадигмам;
- повышение эффективности управления - подготовка руководителей-новаторов, постоянно стремящихся к новому, эффективному и способных использовать возможности со-трудников/педагогов для достижения актуальных целей, создавая им условия для профессиональной и личностной самореализации;
- повышение профессиональной компетентности педагогов - создание условий для творчества педагогов, мотивация их высокопродуктивной деятельности;
- информационная функция - обеспечение образовательных организаций необходимыми справочными, методическими, информационными материалами, информационно-компьютерными средствами и системами, соответствующими программными продуктами, помогающими развитию ее образовательной среды;
- функция сохранения и укрепления здоровья - создание условий для поддержания, коррекции, преумножения физического, психического, духовно-нравственного здоровья молодых людей в валеологически благополучном образовательном процессе. Создание условий для гармонического развития личности студента в экологически сообразной среде;
- функция модернизации финансово-хозяйственной деятельности - поиск эффективных финансово-хозяйственных механизмов деятельности образовательного учреждения, с учетом постоянного дефицита нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений.
Цель изменения в образовании состоит в улучшении достижений обучающихся. И поддерживать эту цель должна работа всех и каждого и по всем направлениям. И многое здесь зависит от лидеров-руководителей образовательных учреждений и образования в целом.
Руководитель-новатор постоянно стремится к новому - в практической деятельности реализует инновационный подход, который состоит в целенаправленном, организованном поиске источников возможных изменений и в систематическом анализе тех возможностей и достижений, которые эти изменения могут дать. Но вот и преграды:
- стремление к использованию готовых новшеств есть, но не всегда прогнозируются трудности их усвоения и введения, типичен расчет на сиюминутный успех;
- недостаточная подготовка педагогов к продуктивному участию в инновационных процессах;
- отсутствие отлаженного механизма экспертизы педагогических новшеств и инноваций;
- крайне неблагоприятно и хроническое недофинансирование образовательных учреждений, снижение уровня материально-технического и ресурсного обеспечения систем образования;
- руководители учреждений образования больше доверяют мерам административного управления, чем социальнопсихологическому и коммуникативно-личностному взаимодействию.
Заметим: стратегическое направление инновационных изменений заключается еще и в переходе к открытому личностно-развивающему образованию и демократической, общественно-государственной системе управления образованием.
Известно, что в образовательных учреждениях инновационные изменения часто идут с трудом: возможны ошибки в планировании, дефицит ресурсов, недостаток профессиональной компетентности участников изменений, повышение тревожности педагогов, связанное с реорганизацией, неконструктивные позиции и педагогов, и администрации (неопределенность, пассивное наблюдение, оппозиция) и др. И задача часто может быть сформулирована так: оптимизировать процесс инновационных изменений, создать «траекторию» перехода системы в качественно новое состояние, предвидя трудности преобразований и предусматривая возможности их коррекции и компенсации.
Западная система образования развивается по экстенсивному пути (см. выше), наращивая количественные характеристики педагогического продукта преимущественно за счет новых информационных технологий, перераспределения времени на различные виды учебной деятельности, дифференциацию и индивидуализацию классной работы. При этом, честно говоря, вызывает сомнение вопрос об улучшении качества педагогического продукта. Так может быть, лучшим выходом будут, действительно, вышеупомянутые «интегрированные инновации», а их объектами возможно станут следующие педагогические вопросы:
- повышение мотивации учебно-воспитательной деятельности;
- пути увеличения объема изучаемого в заданную единицу времени материала;
- ускорение темпов обучения;
- устранение потерь времени;
- интерактивность обучения и пр.
Анализ инновационных проектов по критерию соответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке, а также их использования в педагогической практике путем соединения интенсификации и экстенсификации учебного процесса позволил отнести к общим педагогическим инновациям:
- не новую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею и практическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса, охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;
- гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений и практических технологий;
- основанные на новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;
- технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации, массовой коммуникации.
Тогда главными направлениями инновационных преобразований в педагогике станут:
- педагогическая система в целом;
- учебные заведения;
- педагогическая теория;
- педагог;
- обучающиеся;
- педагогические технологии;
- содержание;
- формы, методы, средства;
- управление;
- цели и результаты обучения.
Кстати, вообще-то неудивительно, что чаще всего инновационной называют гуманистическую педагогику - она не требует внешней перестройки педагогической системы, а эффект повышенного учебно-воспитательного влияния достигается за счет внутренней перестройки системы.
Гуманистическая педагогика - система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса,
развивающегося по своим возможностям. Отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредоточение усилий на формировании свободной личности, самостоятельно думающей и действующей; обеспечение надлежащих организационных условий для успешного достижения переориентации учебно-воспитательного процесса. Гуманистическая педагогика требует приспособления учебного заведения к учащимся, а не наоборот, обеспечения атмосферы комфорта и «психологической безопасности».
По мнению ряда ученых, образовательное учреждение можно назвать инновационным, если учебно-воспитательный процесс в нем основывается на принципе природосохранности, а педагогическая система эволюционирует именно в гуманистическом направлении, и организация педагогического процесса не ведет к перегрузкам обучающихся и педагогов, кроме того, повышенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования нераскрытых и незадействованных возможностей системы и продуктивность учебновоспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем. По таким критериям можно реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия.
Реализуемые на протяжении еще 1990-х гг. инновационные стратегические программы реформирования и модернизации содержания и структуры образования обеспечили в нашей стране законодательные основы для выживания в условиях социально-экономического кризиса посредством предоставления широкой самостоятельности в выборе направлений, содержания, технологий, принципов, методов, форм, приемов и средств воспитания и обучения, а также организации учебно воспитательного процесса и управления. Основные направления инновационной деятельности образовательного учреждения были установлены приказом Минобрнауки РФ от 23.06.2009 № 218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования». К ним отнесли:
- разработку и апробацию и/или внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения, методик подготовки, переподготовки и/или повышения квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий;
- разработку, апробацию и/или внедрение новых моделей образовательных учреждений, механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях (в том числе, с использованием современных технологий), институтов общественного участия в управлении образованием, механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- любую иную деятельность, направленную на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально технического обеспечения деятельности образовательных учреждений.
Все это и позволяет определить инновационность учебного заведения как сумму системных нововведений (в целях, содержании образования, технологиях, организации учебно воспитательного процесса и новой системы управления). Да, специфическое предназначение, своя миссия, свой круг социальных заказчиков, свои особые функции. Конечно, пока еще границы между традиционными и инновационными образовательными учреждениями условны, размыты. И, может быть, реально признать инновационным образовательное учреждение лишь тогда, когда в его деятельности прослеживается следующее:
- разрабатывается или реализуется иная модель устройства жизни обучающихся;
- разрабатываются принципиально отличные от традиционных технологии содержания (обучения и воспитания), включающие освоение умений и средств саморегуляции, самосознания, самоопределения;
- ведется поиск совершенствования содержания и современных форм организации труда педагогов, апробируются новые средства и способы их учебной и социально воспитательной работы, направленные на развитие творческих черт личности и обучающегося, и педагога, личной ответственности за содержание и результаты своего труда.
Упомянутый выше Г. К. Селевко называл инновационным учебное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику, учебное заведение, где наличествует концептуальность учебно-воспитательного процесса, сознательное использование [в авторских моделях] философских, психологических, социально-педагогических и других научных оснований; системность и комплексность учебно воспитательного процесса; социально-педагогическая целесообразность (соответствие целей образования социальному заказу); присутствие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы.
Объединяя все вышесказанное, можно определить сущностные характеристики инновационных образовательных организаций:
- обеспечение полного взаимодействия и единства образования, духовно-нравственного и физического развития обучающихся;
- мультикультурность и поликультурность образования и воспитания;
- высокий уровень владения информационными и коммуникационными технологиями;
- формирование личности студента, адекватной современным требованиям образования;
- умение составлять вектор собственного развития и дальнейшего образования;
- готовность к самообразованию и самообучению, к самореализации и самосовершенствованию;
- высокий профессиональный уровень научнопедагогических работников;
- педагогическая деятельность в режиме непрерывного развития.
По сути, сегодня инновационные образовательные учреждения являются центрами передового педагогического опыта, проектной и исследовательской деятельности; распространения инновационных процессов.
Итак, в инновационной деятельности можно выделить два этапа: «интеллектуальный» и этап практической реализации инноваций. Какие же условия необходимо создать для того, чтобы вуз стал не только восприимчив к инновациям, но и стремился постоянно генерировать их сам? Другими словами, какова мотивация инновационного вуза быть таковым? Здесь можно упомянуть о двойственной природе вузов в новых [рыночных] условиях: с одной стороны, вуз является субъектом рынка, являясь предприятием, производящим образовательные услуги, научную, научно-техническую продукцию и, при наличии собственных производств, товарную продукцию, с другой стороны, он выполняет важный социальный заказ общества - подготовку квалифицированных профессионалов для народного хозяйства. И, если рассматривать вуз как рыночное предприятие, то, чтобы сделать его восприимчивым к инновациям, нужно и поставить его в положение полноценного субъекта рыночных отношений, когда он будет иметь эффективного собственника, свободно распоряжаться получаемой прибылью и существовать в конкурентной среде, имея реальную угрозу банкротства. Менеджмент современных российских (государственных) вузов представляет собой временных управляющих, у которых нет стимулов ни к эффективному расходованию средств, ни к долгосрочным рисковым вложениям, каковыми являются вложения в инновации. Таким образом, без глубоких институциональных изменений в системе высшего образования (прежде всего, разгосударствления вузов), при ненадлежащем контроле со стороны неэффективного собственника (а государство почти всегда неэффективный собственник), нынешнем уровне коррупции и состоянии правоохранительной системы, выделяемые на инновационные программы средства заведомо будут потрачены, в основном, нецелевым образом. Но вуз - это не просто предприятие по производству услуг, он готовит кадры для народного хозяйства, выполняя важнейшую социальную функцию. Поэтому государство не может позволить погибнуть в конкурентной борьбе большинству вузов, особенно таких, которые готовят профессионалов, необходимых для поддержания обороноспособности страны, устойчивого функционирования экономики и пр. Вот здесь-то и можно провести разграничение между обычными, государственными и инновационными вузами. Инновационные вузы не должны иметь прямого бюджетного финансирования - скорее всего, они должны самостоятельно зарабатывать средства для своего существования за счет подготовки студентов, выполнения заказов по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, реализации научно-технической и иной продукции. Такие вузы - это вузы-лидеры, вузы-новаторы. Остальные, находящиеся на бюджетном финансировании, будут оставаться в своем нынешнем состоянии и смогут реализовать сценарий догоняющего развития, что, впрочем, тоже важно, особенно в областях знаний, где намечается отставание отечественной науки и технологий. Чтобы инновационные вузы могли существовать, необходимо создать внешний спрос на их продукцию. Требуется в сотни раз увеличить финансирование на проведение прикладных исследований со стороны предприятий и организаций, что вполне реально, если законодательно закрепить возможность использования некоей части прибыли предприятий для проведения научно-исследовательских работ и уменьшение на эту часть налога на прибыль. Кроме того, отраслевые научно исследовательские институты целесообразно передать соответствующим вузам, то есть создать научно-образовательные комплексы.
Еще одним важным аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос о том, как подготовить специалистов с инновационным мышлением, чему и как их учить в вузе. Выше уже мы говорили, что инновационный цикл включает два этапа: исследовательский и внедренческий. Первый этап предполагает умение вести научную, исследовательскую работу, второй -склонность к предпринимательству и умение работать в условиях конкуренции. Оба этапа требуют обладания творческими способностями и навыками практической работы. Таких профессионалов можно подготовить только в творческой обстановке, когда внутренняя жизнь вуза тесно связана с реалиями рынка, то есть - в инновационных вузах. Но возникает вопрос: можно ли научить инновационной деятельности? Наверное, все же, нет, как нельзя научить творчеству, таланту. В вузе, как и в любом образовательном учреждении, можно лишь развить творческие задатки, воспитать талант.
Как известно, вуз выполняет двуединую задачу образования и воспитания. Образование дает знания, формирует умения, навыки необходимые в профессиональной деятельности, компетенции, воспитание же раскрывает творческий потенциал личности, прививает культуру научной и производственной работы. Так, может, при зачислении абитуриентов в инновационный вуз нужен особый отбор, учитывающий не только уровень подготовки, но и творческие способности? Кроме того, в учебных планах [инновационных] вузов не следует ли увеличить количество часов, отводимых на обучение активности и развитие креативности, организовать научную работу студентов в реальных условиях научных и производственных коллективов?
В принципе, после этого разговора уже можно сделать выводы:
- необходимо сформировать внешние условия (законодательные и социальные), в которых предприятия и вузы могли бы существовать в режиме непрерывного внедрения инноваций;
- инновационный вуз - это учебно-научно-производственный комплекс, учебное заведение предпринимательского типа, самостоятельно зарабатывающее средства на свое существование и самостоятельно расходующее и контролирующее эти средства - вероятно, для создания эффективной, системно организованной инновационной среды целесообразно приступить к разгосударствлению и акционированию вузов;
- отбор абитуриентов для обучения в инновационных вузах следует осуществлять с учетом не только уровня подготовки, но и их творческих способностей и склонности к предпринимательству. Научно-исследовательскую работу студентов и все виды практик осуществлять в реальных научных и производственных коллективах.