При анализе изменений личности и психических процессов, по данным беседы, наблюдения и патопсихологического исследования выделяются следующие характерные разновидности симптомов: нарушения мышления, нарушения речи, нарушения эмоций, нарушения личности, моторные расстройства. Рассмотрим их подробней.
Нарушения мышления включают:
• бред специфического содержания. Типичные бредовые идеи, высказываемые больными шизофренией, - это идеи преследования; контроля, который осуществляют над ними некие внешние силы; связи всех происходящих вокруг событий с жизнью больного; греха или насилия; болезни; нигилистические идеи; идеи грандиозности, собственного величия.
К. Ясперс приводит примеры эсхатологических (связанных с концом света) и одновременно грандиозных самоописаний жизненного мира больных шизофренией:
«В связи с моими представлениями о конце света у меня было бесчисленное множество видений. ...В одном видении я опускался на лифте в глубины Земли, и на этом пути я будто прошел в обратном направлении всю историю человечества. Покинув лифт, я оказался на огромном кладбище»; «Если Вы не найдете для меня замены, все пропадет», «Все часы мира чувствуют мой пульс», «Мои глаза и солнце - это одно и то же» (Ясперс, К Общая психопатология. С. 361).
При этом шизофренические миры не строятся по одному образцу. Скорее здоровый человек поймет больного шизофренией, чем один больной - другого. Об этом свидетельствует характерный пример из практики известного психиатра М. Рокича. В клинике, где он работал, в 1959 г. одновременно находились трое больных шизофренией, каждый из которых заявлял, что он Иисус Христос. Приведенная ниже цитата отражает дословную запись беседы их первой встречи друг с другом:
«Ну, я кое-что знаю из вашей психологии», - сказал Клайд, -«... и вашу католическую церковь в Северном Брэдли, и ваше образование, и всю эту муть. Я точно знаю, что эти парни делают. .. В мою пользу свидетельствует то, что я лишь делаю реальные вещи».
«На чем я остановился, когда меня прервали», - сказал Леон, - «это то, что случилось, когда был создан человек по образу и подобию Бога, еще до начала времен».
«И он просто является божественным творением, и это все», - сказал Джозеф. - «Человек был создан мной после того, как я создал мир - и ничего больше».
«Ты создал и Клайда также?» - спросил Рокич.
«Н-ну, его и многое другое», - рассмеялся Клайд (цит. по Bootzin, R. Abnormal psychology. P. 351).
Рокич ожидал ожесточенного спора по поводу того, кто настоящий Мессия, но приведенная выше запись свидетельствует об отсутствии даже нормального диалога.
Рокич поместил этих больных на соседние койки и дал им поручения, вынуждающие их находиться в одном помещении. Затем он наблюдал за больными в течение двух лет, чтобы посмотреть, как меняются их бредовые идеи от соседства друг с другом. Однако и после этого времени каждый из больных был убежден в том, что он является Христом;
- субъективное ощущение трансляции мыслей (больному кажется, что его мысли передаются другим людям), вкладывания в голову чужих мыслей, отнятия мыслей;
- искажение процесса обобщения, разноплановость и резонерство, а также нарушения критичности в мышлении. Особенно явно эти нарушения проявляются в задачах с «глухой инструкцией», с не определенным четко способом выполнения задания, о чем свидетельствует приведенный ниже пример.
Пример 2.29. Эксперимент Коэна
Коэн с соавторами предложили группе здоровых людей и группе больных шизофренией следующее задание. Им предъявлялись два окрашенных диска. Необходимо было описать диски таким образом, чтобы партнер испытуемого мог их опознать по словесной характеристике и предъявить экспериментатору. Когда диски сильно различались по цвету, никаких проблем не возникало. Когда диски различались незначительно - по оттенку, больные шизофренией начинали использовать странные признаки для их описания, например, «Макияж. Наложите его на лицо, и все парни будут бегать за вами». Для сравнения приводим описание здорового человека: «Один более красный» <цвет>. (Цит. по Bootzin, R. Abnormal psychology. P. 355).
Ассоциации больных своеобразны и хаотичны. По данным Ю.Ф. Полякова, В.П. Критской и др.1, в процессе решения интеллектуальных задач для больных шизофренией характерно увеличение количества несущественых и уменьшение количества практически значимых свойств предметов, используемых для нахождения ответа. Испытуемые предлагают, например, такие ответы: «часы и река похожи тем, что они блестят и имеют прозрачную поверхность, цикличные, в них есть камни»; «ботинок и карандаш похожи тем, что они заостренные и хранятся в коробке» и т.п. Причем в ходе исследования у больных шизофренией не было выявлено более выраженной в сравнении со здоровыми людьми способности к выделению латентных свойств предметов, если условия задачи жестко определялись. Скорее, как считают авторы, у больных шизофренией ослаблена детерминация познавательной деятельности социальными факторами, и это приводит к нарушению избирательности в мышлении.
Нарушение целенаправленности мышления приводит к потере его продуктивности, что составляет резкий контраст с наличием у больного нужных для выполнения задачи интеллектуальных способностей. Например, классификацию предметов такой больной проводит по несопоставимым признакам либо предлагает несколько вариантов, ни на одном из которых он не может остановиться.
Шизофреническое резонерство имеет своеобразный характер. Оно отличается малой эмоциональностью, склонностью к соскальзываниям на побочные темы, претенциозностью суждений, неадекватным выбором предмета разговора, многоречивостью и неуместным пафосом.
Если обобщить подход отечественной патопсихологии к объяснению шизофренических изменений мышления, то схему их возникновения можно представить следующим образом:
Механизм формирования нарушений мышления при шизофрении:
Аутизм > Ослабление социальной направленности > Дефект мышления.
Искажение процесса обобщения, разноплановость и резонерство наблюдаются особенно отчетливо в картине шизофренических синдромов с преобладанием негативных психопатологических проявлений, причем вне острых психотических приступов.
Нарушения речи. Речь больных шизофренией характеризуется своеобразием словарного запаса, склонностью к использованию неологизмов, малым использованием выразительных средств {мимика, интонирование), в некоторых случаях - бессвязностью. Часто наблюдается склонность рифмовать высказывания. Ю.Ф. Поляков и его сотрудники исследовали процесс актуализации речевых связей на основе прошлого опыта у больных шизофренией. Задания были следующими:
- испытуемому назывался первый слог слова, он должен был завершить слово, чтобы получилось имя существительное, нарицательное;
- испытуемому предъявлялись на слух фразы с неясным окончанием (Человек закурил..., он вернется через десять...), которые также необходимо было завершить.
Было выявлено, что больные шизофренией, по сравнению со здоровыми людьми, характеризуются, во-первых, менее стандартными ответами, а во-вторых, тенденцией при подборе слов ориентироваться на звучание, а не на смысл незавершенного предложения.
Нарушения эмоций. Эмоциональная холодность является одним из наиболее заметных проявлений шизофрении. Больные выглядят отстраненными, безучастными, слабо реагируют даже на сильные эмоциогенные стимулы. При этом в связи с бредом у них могут наблюдаться сильные эмоции, содержание которых неадекватно ситуации. Для больных шизофренией может быть характерна и амбивалентность эмоций, т.е. наличие в сознании одновременно двух различных по знаку типов эмоционального отношения.
Нарушения личности. При шизофрении наблюдаются аутизм, потеря мотивами побудительной силы, нарушение критичности к своему состоянию и поведению, расстройства самосознания, формирование патологических мотивов.
Аутизм можно определить как недостаток социальной направленности, снижение способности к регуляции деятельности социальными мотивами, обусловленное снижением потребности в общении. Социальная направленность человека выражается в первую очередь в готовности к общению с другими, в поиске контактов, в ориентации на внешнюю оценку. Нарушения общения выявляются и в патопсихологическом обследовании больных шизофренией. Так, при классификации изображений человеческих лиц и ситуаций межличностного взаимодействия выявляется снижение ориентировки на социально значимые признаки, снижение дифференцированности восприятия социальных ситуаций. В одном из экспериментов больным предлагалось дать 12 личностных характеристик людей, различающих тех, кто им нравится и кто им не нравится. Некоторые больные не могли привести более двух характеристик .
Весьма характерным для шизофрении являются изменения мотивационно-потребностной сферы. Б.В. Зейгарник, опираясь на теорию деятельности, выделяет побудительную и смыслообразующую функцию мотивов, слияние которых позволяет сознательно регулировать деятельность. При шизофрении характерно превращение мотивов в «только знаемые», что приводит к значительному нарушению продуктивности деятельности, ее обеднению, неспособности регулировать ее в соответствии с изменившейся ситуацией. Постепенно сужается круг смысловых образований, то, что раньше волновало больного, утрачивает для него всякий смысл. В психиатрических классификациях это нарушение описывается как одна из разновидностей абулии, т.е. частичного или полного отсутствия желаний или побуждений. Приведем пример из собственной практики.
Пример 2.30. Нарушение регуляции деятельности у больной шизофренией
Больная обращается к психологу по телефону с просьбой рассказать, как можно оформить справку для направления в санаторий. Получив подробный ответ, благодарит и сообщает, что давно страдает язвой желудка, что нужно, наконец, позаботиться о своем здоровье и т.п. Через месяц она звонит снова - обсудить предстоящую поездку, посоветоваться о выборе конкретного санатория. Из беседы выясняется, что больная не только не оформила справку, но даже ни разу за прошедшее время не выходила из квартиры.
Как отмечают отечественные исследователи, мотивационная сфера больного неподвижна, новые события в жизни не приобретают личностного смысла. В то же время при наличии бреда и сверхценных идей у больных шизофренией можно наблюдать формирование патологических мотивов, отличающихся значительной силой и устойчивостью.
Моторные расстройства при шизофрении включают в себя прежде всего проявления кататонии. В состоянии ступора больные малоподвижны, не вступают в вербальный контакт, не реагируют на раздражители, не подчиняются просьбам окружающих, застывают в одной и той же позе и противятся попыткам изменить ее. Вместе с тем они могут переходить в состояние бурного моторного возбуждения, быстро передвигаться, бессвязно говорить или кричать, в некоторых случаях -пытаются причинять вред себе или нападать на окружающих.
При неблагоприятном течении шизофрения приводит к возникновению психологического дефекта с преобладанием негативных симптомов: аутизм, эмоциональная недостаточность, снижение психической активности, диссоциация психической деятельности (странность и необычность поведения, снижение критичности при относительной сохранности формального интеллекта).
Можно выделить два основных типа шизофренического дефекта - парциальный и тотальный. Парциальный дефект характеризуется шизоидными изменениями психики, прежде всего в эмоциональной сфере, в виде холодности, нарушения жизненных контактов в сочетании с повышенной ранимостью и чувствительностью к себе. Для больных характерны практическая неприспособленность, несостоятельность в работе и учебе. В то же время у них имеются обширные запасы знаний, односторонние увлечения. Уровень регуляции поведения в случае парциального дефекта остается высоким в тех видах деятельности, в которых роль социального фактора невелика.
Тотальный шизофренический дефект характеризуется наличием псевдоорганических изменений. У больных наблюдается дефицит активности и эмоциональной выразительности, бедность побуждений и интересов, ограниченность знаний, пассивность и вялость, аутизм и психическая незрелость. Все это приводит к значительному снижению продуктивности психической деятельности. Несмотря на различие между этими двумя разновидностями дефекта, что в обоих случаях у больного наблюдаются специфические для шизофрении нарушения мышления, например потеря избирательности, своеобразие ассоциаций и т.п. Это не шизофреническое слабоумие, а шизофреническое инакомыслие.