Основой отношений понятий являются топы, наиболее значимые из которых Аристотель обозначил как категории.
Категории представляются возможными предикатами любого единичного понятия, под которые подходят все мыслимые предметы:
- сущность,
- количество,
- качество,
- отношение,
- место,
- время,
- положение,
- обладание,
- действие,
- страдание.
Категории Аристотеля на самом деле не являются универсальными, поскольку существуют единичные понятия, к которым они не применимы. Например, к понятию числа неприложимо большинство категорий.
• Сравнимыми называются понятия, в содержании которых имеются общие признаки. Сравнимые понятия подразделяются на совместимые и несовместимые.
• Совместимыми называются понятия, признаки содержания которых одинаковы или дополняют друг друга.
• Подчинение понятий представляет собой их соотношение по топу род/вид. Например: млекопитающее и кошка, еретик и арианин.
• Соподчинение понятий представляет собой их соотношение по топам род/вид и признак: отношение двух понятий, входящих в один вид.
Например, способности души: разум, воля и чувства.
• Эквивалентные понятия соотносятся по топу тождества. Тождество понятий рассматривается как совпадение их объемов, поэтому эквивалентные понятия в строгом смысле не равнозначны.
Например: существо, способное смеяться; прямоходящий примат, способный создавать орудия труда; телесное существо, одаренное разумом и речью; зверь, которому повелено быть богом = человек.
• Несовместимыми называются понятия, которые имеют в своем содержании взаимоисключающие признаки.
• Противные (контрарные) понятия относятся к одному классу, то есть обладают общими признаками и между ними возможен постепенный переход.
Например: в звуковой системе русского языка фонемы [а] и [и] находятся в отношении контрарности по признаку подъема, поскольку между ними находятся фонемы [о], [э], [у]. Или: понятия темный и светлый, между которыми также существует ряд переходов.
• Противоречащими (контрадикторными) являются понятия, взаимно отрицающие друг друга. Контрадикторные понятия относятся к различным классам.
Например: белый и не-белый. При этом отрицательное понятие пары (не-белый) рассматривается как неопределенное, поскольку о нем известно только, что оно есть не другое, противопоставленное ему.
• Пересекающиеся понятия соотносятся таким образом, что их объемы частично совпадают.
Например, монахи и священники: некоторые монахи являются священниками.
• Несравнимыми являются понятия, которые не имеют общего родового понятия и потому не установлена возможность их координации или не обнаружены общие для них признаки. По Аристотелю, несравнимыми являются понятия, которые нельзя подвести под одну из категорий.
Например: понятия свобода воли и чашка представляются несравнимыми.
Таким образом, чтобы сравнить любые два объекта, мы должны иметь третий объект, обладающий признаками, общими для двух сопоставляемых объектов и отличающийся от каждого из них, по крайней мере, одним признаком, общим другому (1етИиш сошратайотз).