Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. В жизни мы часто встречаемся с такими выражениями, как «начнем с определения...», «дайте определение...», «запомните определение...», «это неверное определение...» и т. п. Что же такое определение? Давайте дадим определение определению.
В обыденном смысле определение - это ответ на вопрос, что собой представляет какой-то объект, свойство, явление. Если говорить более точно и научно, то определение понятия - это логическая операция, которая раскрывает его содержание.
Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некого понятия, прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например, определение: Термометр - это физический прибор, предназначенный для измерения температуры - явное. Неявное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется. Например, из следующей фразы: Во время этого грандиозного эксперимента сверхточные термометры зафиксировали температуру в 1000 градусов по Цельсию косвенно следует ответ на вопрос, что такое термометр, вытекает неявное определение этого понятия. Неявные определения называются также контекстуальными. Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.
Определения также бывают реальными и номинальными. Реальное определение раскрывает содержание понятия, обозначающего какой-то объект, а номинальное (от лат. nomen - имя) раскрывает значение термина, в котором выражено какое-либо понятие. Говоря проще, реальные определения посвящены объектам, а номинальные - терминам (словам). Например, определение: Термометр - это физический прибор, предназначенный для измерения температуры - реальное, а определение: Слово «термометр» обозначает физический прибор, предназначенный для измерения температуры - номинальное. Как видим, принципиальной разницы между реальными и номинальными определениями не существует Они различаются, как правило, по форме, но не по сути.
Существует несколько способов определения понятия, но среди них выделяется классический способ определения,
который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Например, определение: Астрономия - это наука о небесных телах построено по классическому способу. В нем определяемое понятие астрономия сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие наука (астрономия - это обязательно наука, но наука - это не обязательно астрономия), а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук (...о небесных телах). Пользуясь классическим способом, вы сможете дать точное и правильное определение любому понятию (если, конечно же, определяемый объект или термин вам хорошо знаком, и вы знаете, что он собой представляет или что соответственно означает). Например, нам требуется дать определение понятию квадрат. Следуя классическому способу, сначала подведем его под родовое понятие: квадрат - это геометрическая фигура., а затем укажем не его видовое отличие от других геометрических фигур, которое заключается в наличии равных сторон и прямых углов. Итак, квадрат - это геометрическая фигура, у которой все стороны равны и углы прямые. (Давая определение понятию квадрат, мы могли бы подвести его под более близкое родовое понятие прямоугольник, и тогда определение получилось бы следующим: Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны, однако и приведенное выше определение квадрата раскрывает содержание соответствующего понятия и является верным). Обратите внимание на то, что фактически все определения, встречающиеся в научной, учебной и справочной литературе (в толковых словарях, например) построены по классическому способу, который также часто называется определением через род и вид.
Правила определения
Существует несколько логических правил определения. Нарушение хотя бы одного из них приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение не достигает своей цели, являясь неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки, возникающие при их нарушении.
- Определение не должно быть широким, т. е. определение не должно превышать своим объемом определяемое понятие. Например, определение: Солнце - это небесное тело является широким: определение - небесное тело - по объему намного больше определяемого понятия - Солнце. Из приведенного в качестве примера определения далеко не вполне понятно, что такое Солнце, ведь небесное тело - это и любая планета, и любая галактика и т. д. и т. п. В данном случае можно также сказать, что пользуясь классическим способом определения, мы подвели определяемое понятие Солнце под родовое понятие небесное тело, но не сделали второй шаг - не указали на его видовое отличие.
- Определение не должно быть узким, т. е. определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия. Например, определение: Геометрия - это наука о треугольниках является узким. Геометрия действительно наука о треугольниках, но не только о них, а в нашем примере она сведена только к треугольникам, т. е. определение получилось по объему меньше определяемого понятия, в результате чего из приведенного определения не совсем понятно, что такое геометрия, содержание понятия в данном случае не раскрывается. Как видим, ошибка узкого определения противоположна ошибке широкого определения. Если определение не должно быть широким и не должно быть узким, то каким же тогда оно должно быть? Оно должно быть соразмерным, т.е. определяемое понятие и определение должны быть равны друг другу. Вернемся к определению: Астрономия - это наука о небесных телах, которое является соразмерным. В этом примере определяемое понятие астрономия и определение наука о небесных телах находятся в отношении равнозначности (астрономия - это именно наука о небесных телах, а наука о небесных телах - это только астрономия). Определение является соразмерным тогда, когда между его первой частью (определяемым понятием) и второй (определением) можно поставить знак равенства или тождества. Если же вместо этого между первой и второй частью определения ставится знак «больше» или «меньше», то оно является ошибочным - широким или узким соответственно. В данном случае мы видим проявление одного из основных законов логики - закона тождества, который упоминался во введении к этой книге.
- 3. В определении не должно быть круга, т. е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми. Например, в определении: Клеветник - это человек, который занимается клеветой присутствует круг, поскольку понятие клеветник определяется через понятие клевета, т. е. фактически - через самое себя. (Если бы, выслушав приведенное только что определение, мы спросили бы, что такое клевета, нам вполне могли бы ответить, что клевета - это то, чем занимается клеветник). Присутствующий в определении круг (или, по-гречески, тавтология - повтор) приводит к тому, что содержание понятия не раскрывается, и определение является ошибочным. Только на первый взгляд круг в определении может не показаться ошибкой. Наверняка найдутся люди, которые скажут, что из определения: Клеветник - это человек, который занимается клеветой вполне понятно и кто такой клеветник, и что такое клевета. Однако они могут так утверждать только потому, что им ранее было известно значение терминов клеветник и клевета. Станет ли понятно, что такое экзистенциализм из следующего кругового определения: Экзистенциализм - это философское направление XX века, в котором ставятся и всесторонне рассматриваются различные экзистенциальные вопросы и проблемы? Узнаем ли мы, что такое синергетика, благодаря такому круговому определению: Синергетика - это раздел современного естествознания, который изучает разнообразные синергетические явления и процессы?
- Определение не должно быть двусмысленным, т. е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении. Вспомним всем хорошо знакомое с детства определение: Лев - это царь зверей. В данном определении термин царь используется в переносном смысле, но кроме этого, у него есть еще и прямой смысл. Получается, что в определении употребляется один термин, а возможных смыслов у него два, т. е. определение является двусмысленным (вновь нарушается логический закон тождества: одно слово, два смысла - 1 = 2). Двусмысленность вполне уместна в качестве художественного приема, но в определении она недопустима, поскольку содержание понятия в данном случае не раскрывается. Так, например, если наша задача заключается не в том, чтобы создать запоминающуюся метафору или удачный афоризм, а в том, чтобы действительно ответить на вопрос, кто такой лев или что такое краткость, то определения: Лев - это царь зверей, Краткость - это сестра таланта являются логически неправильными, т. к. не отвечают на поставленный вопрос.
- Определение не должно быть сложным и непонятным, или оно должно быть коммуникабельным. Рассмотрим следующее определение: Энтропия - это термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу. Это определение взято не из научного доклада и не из докторской диссертации, а из учебника для студентов гуманитарных специальностей (Концепции современного естествознания. Под ред. В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 264). Данное определение не широкое и не узкое, в нем нет круга и двусмысленности, оно верно и с научной точки зрения. Это определение кажется безупречным за тем только исключением, что оно является сложным и непонятным для людей, которые не занимаются специально естественными науками, т. е. для большинства людей. Определение должно быть понятным для того, кому оно адресовано, иначе при всей своей формальной правильности оно не будет раскрывать содержание понятия для своего адресата. Непонятные определения также называют некоммуникабельными, т. е. создающими преграды для общения между людьми.
- Определение не должно быть только отрицательным. Например, определение: Квадрат - это не треугольник является только отрицательным. Квадрат - это действительно не треугольник, но данное определение не раскрывает содержание понятия квадрат, ведь указав на то, чем не является объект, обозначенный определяемым понятием, мы не указали на то, чем он является (окружность, трапеция, пятиугольник и т. п. - это тоже не квадрат). Определение может быть отрицательным в том случае, когда оно дополнено положительной частью. Например, определение: Квадрат - это не треугольник, а прямоугольник, у которого все стороны равны - правильное. Важно, чтобы определение не было только отрицательным.
Приведем еще несколько примеров правильных определений, а также - определений, в которых нарушены рассмотренные правила и допущены раличные ошибки.
- а) Сутки - это отрезок времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси (правильное определение).
- б) Жанр - это устойчивая форма какого-либо произведения искусства (правильное определение).
- в) Собака - это друг человека (двусмысленное определение).
- г) Творческое мышление - это мышление, которое обеспечивает решение творческих задач (круг в определении).
- д) Революция - это крупное историческое событие, в результате которого в обществе меняется политическая власть (узкое определение).
- е) Бесхозное имущество - это имущество, не имеющее собственника или собственник которого неизвестен (правильное определение).
- ж) Лошадь - это млекопитающее позвоночное животное (широкое определение).
- з) Суффикс - это выделяющаяся в составе словоформы послекорневая аффиксальная морфема (некоммуникабельное определение).
Итак, основные ошибки, возникающие при нарушении правил определения понятия - это широкое определение, узкое определение, круг в определении, двусмысленное определение, сложное и непонятное определение, только отрицательное определение. Наша задача - не допускать этих ошибок и уметь находить их в различных определениях, которые часто встречаются не только в повседневной жизни и обыденном мышлении, но даже, как то ни удивительно, - в научной и учебной литературе. Последнее обстоятельство зачастую является одним из мотивов негативного отношения ущащихся (студентов и школьников) к учебе, которую они нередко воспринимают как скучное, тяжелое и утомительное занятие.