Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ — определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ четырех типов: промышленно-производственного (или промышленного) типа, технико-внедренческого (или технологического) типа, туристско-рекреационного (или туристического) типа и портовые.
Основными целями создания ОЭЗ являются:
- развитие обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики;
- производство новых видов продукции, развитие импортозамещающих производств;
- развитие транспортной инфраструктуры;
- развитие туризма и санаторно-курортной сферы.
В настоящее время в России созданы 17 ОЭЗ четырех типов, из них:
- пять ОЭЗ технологического типа (в г. Санкт-Петербурге, в Зеленоградском административном округе г. Москвы, в г. Дубне (Московская область), в г. Томске (Томская область) и в Республике Татарстан);
- шесть промышленных ОЭЗ (в Липецкой области, в Республике Татарстан ОЭЗ ППТ «Липецк», Псковской области, Самарской области, Калужской области и Свердловской области);
- четыре туристско-рекреационных ОЭЗ (в Республике Алтай, Республике Бурятия, Алтайском крае и Иркутской области);
- две портовые ОЭЗ (в Хабаровском крае и Ульяновской области).
Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ включает в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве РФ о налогах и сборах. Значительным преимуществом для резидентов является реальное снижение административных барьеров, количества контрольных мероприятий, а также предоставление услуг в режиме «одного окна».
Законодательством РФ предусмотрены некоторые ограничения в отношении деятельности резидентов ОЭЗ. В частности, на территории большинства особых экономических зон не допускается размещение объектов жилищного фонда, разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, их переработка, а также производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов). При этом Правительство РФ может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в ОЭЗ.
Для создания ОЭЗ необходимо соблюдение основного условия — ОЭЗ (за исключением портовых) могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. Так, на момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны:
- земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты;
- на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Характеристика ОЭЗ промышленного типа:
- размещение объектов промышленного назначения;
- площадь не более 20 кв. км;
- не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
- не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;
- срок существования не более 20 лет;
- капитальные вложения не менее 10 млн евро, в первый год — не менее 1 млн евро.
Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности.
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.
Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории ОЭЗ только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности.
Государство предоставляет существенные налоговые льготы для резидентов промышленно-производственной ОЭЗ. Так, в Республике Татарстан для них предусмотрены следующие льготы:
- налог на прибыль по ставке 20%;
- транспортный налог — освобождение на 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет;
- налог на имущество — освобождение на 10 лет с момента постановки имущества на учет;
- земельный налог — освобождение на 10 лет за земельные участки на территории ОЭЗ.
На территории каждой ОЭЗ действуют свои налоговые льготы. Например, резидентам ОЭЗ в Липецкой области предоставлены следующие льготы:
- налог на прибыль по ставке 20%;
- транспортный налог — освобождение на пять лет с момента постановки транспортного средства на учет;
- налог на имущество — освобождение на пять лет с момента постановки имущества на учет;
- земельный налог — освобождение на пять лет за земельные участки на территории ОЭЗ.
На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны:
- земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций;
- на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
Характеристика ОЭЗ технологического типа:
- ведение технико-внедренческой деятельности;
- создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем 3 кв. км;
- не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
- не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования;
- срок существования не более 20 лет.
Налоговые льготы для резидентов технологической особой экономической зоны:
- при исчислении налога на прибыль — резиденты смогут полностью признать расходы (в том числе не давшие положительного результата) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором эти затраты были произведены;
- ставка налога на прибыль, подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ —13,5%;
- освобождение от уплаты транспортного налога на пять лет;
- резиденты освобождаются от налогообложения по налогу на имущество в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента в течение пяти лет с момента постановки на учет;
- организации-резиденты освобождаются от налогообложения в отношении земельного налога сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.
На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны:
- земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристе корекреационную ОЭЗ, могут относиться к землям особо охраняемых территорий;
- на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности.
В настоящее время существуют ОЭЗ туристско-рекреационного типа в Республике Алтай, в Республике Бурятия, в Иркутской области.
Характеристика ОЭЗ туристско-рекреационного типа:
- создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации;
- могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований;
- могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно -территориального образования;
- в туристско-рекреационных ОЭЗ допускается размещение объектов жилищного фонда;
- оказание туристических и оздоровительных услуг.
Под туристско-рекреационной деятельностью понимается:
- деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан;
- туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.
Резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
Налоговые льготы для резидентов туристско-рекреационной ОЭЗ:
- налог на имущество организаций — освобождение в течение пяти лет;
- земельный налог — освобождение в течение пяти лет;
- применение в отношении основных средств к основной норме амортизации специального коэффициента, но не выше двух;
- акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не применяются в течение срока действия соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности;
- арендная плата за земельные участки — не более 2% их кадастровой стоимости в год.
Целью создания портовых ОЭЗ на территории РФ является стимулирование развития портового хозяйства и развитие портовых услуг, конкурентоспособных по отношению к зарубежным аналогам.