Основные механизмы и уровни речеобразования

Процесс речеобразования в целом организуется нервной системой. В процессе восприятия речи участвуют слуховой анализатор и нервная система, в которых происходят преобразования акустического сигнала, в конечном итоге обеспечивающие понимание смысла речевого сообщения. Процесс речевосприятия организован по принципу иерархии. Он сопровождается выделением слухом спектральных и временных особенностей сигнала, являющихся различительными признаками звуков речи (фонетический анализ), обеспечивающих преобразование потока признаков сигнала в последовательность дискретных элементов сообщения (фонем или слогов); анализ синтаксиса и семантики сообщения. У взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение опосредуются внутренними физиологическими кодами, обеспечивающими фонологический, артикуляторный, зрительный и семантический анализ слов. При этом все перечисленные выше коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Авторы по-разному рассматривают понятие «смысловое восприятие». Так, И.А. Зимняя определяет его как «перцептивно-мыслительно-мнемическую деятельность», где центральным звеном выступают перцептивные процессы; А.А. Залевская - как «единый процесс восприятия и понимания», характеризующийся восприятием как начальным звеном.

Основные уровни речеобразования подразумевают синтез предложения, которое должно быть сказано, организацию программы артикуляции, реализацию этой программы в последовательности артикуляторных движений, собственно образование звукового сигнала.

Основные уровни речеобразования:
Сенсорный (уровень распознания речи) - речевой сигнал является средством передачи разнообразной информации как в вербальной (словесной), так и в невербальной (эмоциональной) форме. Для быстрой передачи информации в процессе эволюции был «отобран» особым образом закодированный и структурированный акустический сигнал. Доя создания такого специализированного акустического сигнала используется «голосовой аппарат», совмещенный с физиологическим аппаратом, предназначенным для дыхания и жевания (поскольку речь возникла на поздних стадиях эволюции, то к речеобразованию пришлось приспособить уже имеющиеся органы).

Процесс образования и восприятия речевых сигналов включает в себя следующие основные этапы:

  • формулировка сообщения;
  • кодирование в языковые элементы;
  • нейромускульные действия (движения элементов голосового аппарата, излучение акустического сигнала, спектральный анализ);
  • выделение акустических признаков в периферической слуховой системе;
  • передача выделенных признаков по нейронным сетям;
  • распознавание языкового кода (лингвистический анализ);
  • понимание смысла сообщения.

Перцептивный (уровень разборчивости речи) - процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств. Все, что слышит человек, основано на его способности идентифицировать звуки по отношению к их источнику -от идентификации голоса говорящего по телефону до определения того, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент. Большую роль играет также способность различать изменения звучания во времени и вычленять из них повторяющиеся модели изменений. Благодаря этому различаются звуки, слова и предложения, мелодические фигуры и вообще все нестабильные во времени звучания акустические явления. Анализируя восприятие звуков человеком, можно вычленить те параметры звучания, на которые опирается его первичное осмысление, перцептивная (языковая) обработка его акустических (физических) параметров.

Смысловой уровень (смысловое восприятие) — переход к осмыслению речевого сообщения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразован. Анализируется он на основе детекторного кодирования, фонематической интерпретации головным мозгом полученной информации. Это означает, что нейроны чувствительны к разным звуковым сигналам и действуют на основе построения определенной модели опознания слов.

Ключевые слова: Речь
Источник: Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Материалы по теме
Язык и речь. Формы и виды речевой деятельности
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Виды речи как деятельности
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Содержательная сторона речевосприятия
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Язык — речь — слово в филологических науках пушкинского времени
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Речь как средство общения
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Речевая культура Древнего Китая
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Культура речевого поведения
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Орфоэпическая правильность речи
Жилина О.А., Романова Н.Н. - Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи - 2008...
Оставить комментарий