Основные аспекты, задачи и принципы организации медико-психологической службы

Человек страдает от любой болезни физически и духовно. Поэтому деятельность медицинского психолога также имеет три основных аспекта: во-первых, способствовать общему выздоровлению пациента; во-вторых, помочь ему обрести утраченную душевную ясность, адекватное отношение к своей болезни и изменениям, связанным с ней, восстановить эмоциональное равновесие; в третьих, помощь здоровым людям с проблемами.

Исходя из предмета медицинской психологии, основными задачами медико-психологической помощи являются: 1) изучение личности больного, медицинского работника, взаимоотношения больного и медработников па разных этапах их общения; 2) психотерапевтическая и психокоррекционная работа в доклинической стадии заболевания и в случаях намечающейся деформации личности, медицинской и социальной реабилитации пациентов; 3) оценка эффективности лечения и качества ремиссии; 4) определение характера действующих на больного факторов социальной и окружающей среды, медпрепаратов; 5) решение вопросов судебной экспертизы, степени утраты трудоспособности и компенсации возникающих дефектов; 6) консультации «Семья и брак», в наркологических кабинетах и т.д. Это определяет необходимость создания системы медико-психологической консультативной и психотерапевтической помощи.

Основные принципиальные подходы к организации такой помощи следующие:
- принцип приближения психологической и психотерапевтической помощи к населению - создание медико-психологических кабинетов в ЛПУ различного профиля, специализированных центрах, многопрофильных больницах;
- принцип ступенчатости - создание системы подразделений и учреждений, осуществляющих медико-психологическую и психотерапевтическую помощь на различных уровнях с определенным ее объемом;
- принцип преемственности — взаимной дополняемости подразделений и учреждений на различных уровнях психологической помощи.