Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними

Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ.
Аддитивное поведение у подростков может развиваться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстатным, второй - моносубстантным.

Этапы полисубстантного поведения (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых потом выбирается наиболее привлекательное):

  • этап первых проб, который, как правило, происходит в компании сверстников;
  • этап поискового наркотизма, когда пробуются все психоактивные вещества, к которым имеется доступ;
  • этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск;
  • этап групповой зависимости, проявляющейся в потребности приема наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует.

Этапы моносубстантного периода (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ):

  • случайное употребление психоактивного вещества;
  • эпизодический прием;
  • злоупотребление;
  • групповая зависимость.

Наркотиком считается каждое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм может изменить одну или несколько его функций и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Под наркоманией понимается употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний.

«Наркомания» в социально - педагогическом аспекте это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детской зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детской организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

«Токсикомания» - является разновидностью наркомании. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего применения, такие как пары бензина, средства бытовой химии и т.д.

Причины и последствия подростковой наркомании

Основные причины наркомании связываются, прежде всего, с:

  • особенностями характера наркоманов;
  • психическими и физическими расстройствами его организма;
  • социально-культурным влиянием на его личность.

Согласно этой классификации, выделяют микро-, мезо - и макроуровни.

1 .Микроуровень
Здесь выделяют биологические и психологические причины.

Среди биологических факторов особенно выделяются:

  • степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины;
  • природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;
  • потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков».

Психологические факторы включают в себя:

  • привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;
  • стремление к самоутверждению;
  • отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;
  • расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога;
  • особенности личностной акцентуации подростка.

2.    Мезоуровень
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.

На основании социальных исследований был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствует неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.

3 .Макроуровень
Эти причины связывают с социально-культурными факторами:

  • влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезо-уровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр.

К последствиям наркомании можно отнести три разновидности, взаимосвязанные между собой:    биологические, социально-психологические и криминальные.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.

Социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно - этическую деградацию личности ребенка.

Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.

Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонению детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение.

Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина - неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.

Причины употребления ПАВ:

  • социально-экономическое неблагополучие семьи;
  • неудовлетворенность жилищными условиями;
  • безработность родителей;
  • отсутствие в семье единых норм поведения;
  • семейные конфликты;
  • генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя;
  • неудачи в учебе;
  • общение с наркозависимыми лицами;
  • социальное окружение сверстников;
  • косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.

Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ:

  • подражание старшим и авторитетным сверстникам;
  • неустойчивость характера;
  • протестные реакции «назло»;
  • любопытство;
  • подчинение угрозам;
  • агрессивность;
  • отсутствие интересов.

Работа с несовершеннолетними по профилактике ПАВ включает:
Воспитательная работа заключается в повышении культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов, дополнительного образования, расширение сети спортивных секций.

Оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

К примерным педагогическим формам работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними можно отнести:

  • физкультминутки на каждом уроке
  • День здоровья (1 раз в четверть)
  • День профилактики (2 раза в год)
  • тематические классные часы
  • круглые столы
  • факультативный курс «Поговорим о правильном питании»
  • мастер-классы
  • ролевые игры
  • конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни» и т.п.

Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведении мероприятий с несовершеннолетними участвуют: медицинский персонал, сотрудники ОВД, управление образования, сотрудники органов служб системы профилактики.

Работа с родителями.
Здоровый образ жизни, которому учат несовершеннолетнего, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Формы работы с родителями:

  • общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, медицинских работников.
  • родительский всеобуч по тематике «Здоровый ребёнок - здоровое общество».
  • заседания общешкольного родительского комитета.
  • индивидуальные беседы и консультации с родителями и т.п.
Ключевые слова: Профилактика, ПАВ, Подростки
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Детский и подростковый алкоголизм: причины и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Младший школьный и подростковый возраст
Е.Б. Усова. Возрастная психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Девиантная виктимность подростка
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Особенности преступности несовершеннолетних
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Подростковый вариант акцентуированных личностей А. Личко
...
Психологические особенности подростковых девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Оставить комментарий