Организация профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними

Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ.
Аддитивное поведение у подростков может развиваться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстатным, второй - моносубстантным.

Этапы полисубстантного поведения (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых потом выбирается наиболее привлекательное):

  • этап первых проб, который, как правило, происходит в компании сверстников;
  • этап поискового наркотизма, когда пробуются все психоактивные вещества, к которым имеется доступ;
  • этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск;
  • этап групповой зависимости, проявляющейся в потребности приема наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует.

Этапы моносубстантного периода (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ):

  • случайное употребление психоактивного вещества;
  • эпизодический прием;
  • злоупотребление;
  • групповая зависимость.

Наркотиком считается каждое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм может изменить одну или несколько его функций и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.

Под наркоманией понимается употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний.

«Наркомания» в социально - педагогическом аспекте это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детской зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детской организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

«Токсикомания» - является разновидностью наркомании. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего применения, такие как пары бензина, средства бытовой химии и т.д.

Причины и последствия подростковой наркомании

Основные причины наркомании связываются, прежде всего, с:

  • особенностями характера наркоманов;
  • психическими и физическими расстройствами его организма;
  • социально-культурным влиянием на его личность.

Согласно этой классификации, выделяют микро-, мезо - и макроуровни.

1 .Микроуровень
Здесь выделяют биологические и психологические причины.

Среди биологических факторов особенно выделяются:

  • степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины;
  • природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;
  • потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков».

Психологические факторы включают в себя:

  • привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;
  • стремление к самоутверждению;
  • отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;
  • расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога;
  • особенности личностной акцентуации подростка.

2.    Мезоуровень
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.

На основании социальных исследований был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствует неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.

3 .Макроуровень
Эти причины связывают с социально-культурными факторами:

  • влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезо-уровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр.

К последствиям наркомании можно отнести три разновидности, взаимосвязанные между собой:    биологические, социально-психологические и криминальные.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.

Социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно - этическую деградацию личности ребенка.

Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.

Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонению детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение.

Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина - неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.

Причины употребления ПАВ:

  • социально-экономическое неблагополучие семьи;
  • неудовлетворенность жилищными условиями;
  • безработность родителей;
  • отсутствие в семье единых норм поведения;
  • семейные конфликты;
  • генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя;
  • неудачи в учебе;
  • общение с наркозависимыми лицами;
  • социальное окружение сверстников;
  • косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.

Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ:

  • подражание старшим и авторитетным сверстникам;
  • неустойчивость характера;
  • протестные реакции «назло»;
  • любопытство;
  • подчинение угрозам;
  • агрессивность;
  • отсутствие интересов.

Работа с несовершеннолетними по профилактике ПАВ включает:
Воспитательная работа заключается в повышении культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов, дополнительного образования, расширение сети спортивных секций.

Оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

К примерным педагогическим формам работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними можно отнести:

  • физкультминутки на каждом уроке
  • День здоровья (1 раз в четверть)
  • День профилактики (2 раза в год)
  • тематические классные часы
  • круглые столы
  • факультативный курс «Поговорим о правильном питании»
  • мастер-классы
  • ролевые игры
  • конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни» и т.п.

Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках Дней профилактики в проведении мероприятий с несовершеннолетними участвуют: медицинский персонал, сотрудники ОВД, управление образования, сотрудники органов служб системы профилактики.

Работа с родителями.
Здоровый образ жизни, которому учат несовершеннолетнего, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.

Формы работы с родителями:

  • общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, медицинских работников.
  • родительский всеобуч по тематике «Здоровый ребёнок - здоровое общество».
  • заседания общешкольного родительского комитета.
  • индивидуальные беседы и консультации с родителями и т.п.
Темы: Профилактика, ПАВ, Подростки
Источник: Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. О.М. Илгамовой [и др.]. - Ставрополь : ГБУСО «Психологический Центр», 2017 г. - 268 с.
Материалы по теме
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Детский и подростковый алкоголизм: причины и профилактика
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Виды и показатели преступлении несовершеннолетних и молодежи
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Психологические особенности подростковых девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Профилактика последствий эмоциональных стрессов
...
Характеристика подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Понятие, уровни и виды профилактики преступлений
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Подростковый возраст
Дарвиш О.Б., Возрастная психология
Оставить комментарий