Уровни вовлеченности подростков в употребление наркотических веществ.
Аддитивное поведение у подростков может развиваться двумя путями, первый из которых называется в медицине полисубстатным, второй - моносубстантным.
Этапы полисубстантного поведения (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых потом выбирается наиболее привлекательное):
- этап первых проб, который, как правило, происходит в компании сверстников;
- этап поискового наркотизма, когда пробуются все психоактивные вещества, к которым имеется доступ;
- этап выбора предпочитаемого вещества, который завершает поиск;
- этап групповой зависимости, проявляющейся в потребности приема наркотика в компании; за пределами группы влечение отсутствует.
Этапы моносубстантного периода (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ):
- случайное употребление психоактивного вещества;
- эпизодический прием;
- злоупотребление;
- групповая зависимость.
Наркотиком считается каждое вещество растительного или синтетического происхождения, которое при введении в организм может изменить одну или несколько его функций и вследствие многократного употребления привести к возникновению психической или физической зависимости.
Под наркоманией понимается употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний.
«Наркомания» в социально - педагогическом аспекте это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детской зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детской организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
«Токсикомания» - является разновидностью наркомании. При токсикомании вместо наркотиков в организм вводятся различные химические вещества, в том числе не предназначенные для внутреннего применения, такие как пары бензина, средства бытовой химии и т.д.
Причины и последствия подростковой наркомании
Основные причины наркомании связываются, прежде всего, с:
- особенностями характера наркоманов;
- психическими и физическими расстройствами его организма;
- социально-культурным влиянием на его личность.
Согласно этой классификации, выделяют микро-, мезо - и макроуровни.
1 .Микроуровень
Здесь выделяют биологические и психологические причины.
Среди биологических факторов особенно выделяются:
- степень изначальной толерантности (терпимости) к наркотическому препарату, наличие патологической почвы в виде поражения головного мозга или «минимальной мозговой дисфункции». Эти нарушения могут возникнуть, например, во время беременности женщины;
- природа наркотического вещества, которым злоупотребляет подросток, а также способ его введения;
- потребности в принятии наркотика, которые вызваны чувством голода, усилением половой потенции, хроническим переутомлением организма, болезнью, когда провоцируется употребление «спасительных доз наркотиков».
Психологические факторы включают в себя:
- привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний;
- стремление к самоутверждению;
- отсутствие устойчивых, позитивно ориентированных социальных интересов;
- расстройства психики неорганической природы, такие как социальный стресс, период полового созревания, разочарования, крушение жизненных интересов, страх и тревога;
- особенности личностной акцентуации подростка.
2. Мезоуровень
Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-педагогических и социальных причинах.
На основании социальных исследований был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствует неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.
3 .Макроуровень
Эти причины связывают с социально-культурными факторами:
- влияние культуры, и в частности субкультуры, на подростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезо-уровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сферы, психических реакций, влечений и пр.
К последствиям наркомании можно отнести три разновидности, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.
К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение детского организма.
Социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно - этическую деградацию личности ребенка.
Сначала у него снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков.
Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством.
Другую группу составляют преступления, относящиеся к незаконному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонению детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выращивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицинское лечение.
Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина - неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградировавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.
Причины употребления ПАВ:
- социально-экономическое неблагополучие семьи;
- неудовлетворенность жилищными условиями;
- безработность родителей;
- отсутствие в семье единых норм поведения;
- семейные конфликты;
- генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя;
- неудачи в учебе;
- общение с наркозависимыми лицами;
- социальное окружение сверстников;
- косвенная реклама наркотиков в Интернете, рок-музыке, видеофильмах.
Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ:
- подражание старшим и авторитетным сверстникам;
- неустойчивость характера;
- протестные реакции «назло»;
- любопытство;
- подчинение угрозам;
- агрессивность;
- отсутствие интересов.
Работа с несовершеннолетними по профилактике ПАВ включает:
Воспитательная работа заключается в повышении культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов, дополнительного образования, расширение сети спортивных секций.
Оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.
К примерным педагогическим формам работы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними можно отнести:
- физкультминутки на каждом уроке
- День здоровья (1 раз в четверть)
- День профилактики (2 раза в год)
- тематические классные часы
- круглые столы
- факультативный курс «Поговорим о правильном питании»
- мастер-классы
- ролевые игры
- конкурс агитбригад «Мы за здоровый образ жизни» и т.п.
Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.
В рамках Дней профилактики в проведении мероприятий с несовершеннолетними участвуют: медицинский персонал, сотрудники ОВД, управление образования, сотрудники органов служб системы профилактики.
Работа с родителями.
Здоровый образ жизни, которому учат несовершеннолетнего, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Формы работы с родителями:
- общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ с участием специалистов КДН и ЗП, прокуратуры, ОВД, медицинских работников.
- родительский всеобуч по тематике «Здоровый ребёнок - здоровое общество».
- заседания общешкольного родительского комитета.
- индивидуальные беседы и консультации с родителями и т.п.