Юридической основой общесоциальной профилактики преступлений подростков служат:
- ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., с посл. измен.; ФЗ РФ от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», с посл. измен.;
- Нормы УК РФ, содержащие в Общей части главу 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (ст. 8796); а в Особенной — предусматривающие уголовную ответственность за вовлечение подростков в преступную и предпреступную деятельность (ст. 150-151 УК РФ); за торговлю несовершеннолетними, подмен ребенка, незаконное усыновление и разглашение тайны усыновления (ст. 152155 УК РФ); за неисполнение обязанностей по воспитанию и уклонение от уплаты средств на содержание (ст. 156-157 УК РФ).
- Нормы УПК РФ, предусматривающие установление точного возраста несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, выявление влияния старших по возрасту лиц, как взрослых, так и несовершеннолетних, в том числе в качестве подстрекателей или организаторов (ст. 421 УПК РФ); а также правила о выделении дела в отношении подростков в отдельное производство (ст. 154, 422 УПК РФ); наличие при допросах психолога или педагога (п. 3-6 ст. 425 УПК РФ); участие защитника и законного представителя при производстве следственных действий и в судебном заседании (п. 2 ст. 425; ст. 426; п. 6 ст. 427; ст. 428; п. 5 и 8 ст. 432 УПК РФ).
- Международно-правовую базу профилактики правонарушений несовершеннолетних образуют: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые резолюцией ООН 40/30 от 10 декабря 1985 г.; Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
- Пункт 5.2 Наставления о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утв. Приказом МВД РФ от 6 августа 1993 г. № 390 (в ред. от 7 июля 1995 г. и последующих); приказ Генерального прокурора РФ № 38 от 22 июня 2001 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и др.
Государственную систему профилактики составляют:
- а) комиссии по делам несовершеннолетних, создаваемые при главах администраций, которые должны выполнять координирующие функции;
- б) органы опеки и попечительства;
- в) специализированные учреждения органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения;
- г) службы занятости населения;
- д) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- е) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности.
Основные направления общесоциальной профилактики преступности молодежи должны включать в себя:
1. а) переориентацию на всемерную помощь, защиту, поддержку подростков и молодежи;
б) охрану здоровья несовершеннолетних;
в) помощь в получении образования;
г) организацию трудоустройства в хорошо оплачиваемых местах;
д) управление профессиональной подготовкой, переподготовкой;
е) организацию здоровых форм досуга;
ж) охрану семьи;
з) пресечение вовлечения в предпреступную и преступную деятельность и др.16
2. Защиту жертв эксплуатации, наркомании, алкоголизма, национальных конфликтов, детей, лиц молодежного возраста — беженцев и пр.
3. Обеспечение обязательного основного общего образования, а также деятельность альтернативных учебных заведений, факультетов и т. п.
4. Систему налоговых и других льгот предприятиям, трудоустраивающим подростков, лиц молодежного возраста, в том числе освобождаемых из мест лишения свободы и отбывающих наказание на свободе, безнадзорных и бездомных.
5. Создание системы социальных служб для оказания содействия подросткам, находящимся в неблагоприятных семьях и семьях с одним родителем, беспризорным, бездомным, освобожденным, вернувшимся из специализированных учебно-воспитательных учреждений и др.
Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних и молодежи делятся на микросредовые или общие, групповые и индивидуальные.
При этом микросредовые методы или общие меры относятся к предупреждению различных типов преступного поведения несовершеннолетних — корыстного, насильственного, аномально-сексуального и др.
К ним можно отнести:
- программы профилактики отдельных типов отклоняющегося поведения молодежи на уровне региона, как, например, «Антинарко» в Краснодарском крае; «Здоровый молодежный быт» в общежитиях рабочей и учащейся молодежи;
- выставление постов патрульно-постовой службы, муниципальной милиции во время дискотек, в молодежных барах, «тусовках»;
- создание молодежных групп охраны порядка из студенческой, рабочей молодежи по типу оперативных комсомольских отрядов, контролирующих общественный порядок по месту учебы, работы, расположения молодежных общежитий;
- комплексные профилактические операции «Забота», «Беспризорник» по одновременному поиску безнадзорных, беспризорных детей и подростков, «бомжующих» лиц молодежного возраста и помещение их в Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;
- создание сети доступных кружков; секций, художественных, технических, автолюбительских, спортивных клубов.
Методы групповой профилактики преступлений молодежи:
- собрания школьные, общелицейские, всего колледжа с обязательным приглашением учителей, преподавателей и родителей или лиц, их заменяющих с обсуждением проступков учащихся и работающих подростков;
- лекция по месту учебы, работы, жительства подростков, лиц молодежного возраста с приглашением интересных для лиц молодежного возраста людей — как именитых ученых, но обязательно обладающих даром ораторского мастерства, так и начинающих криминологов на темы преступности несовершеннолетних, о динамике развития и структуре криминогенной ситуации безнадзорности;
- школьные КВЮК — Клуб веселых и юных криминологов с составлением сценария специалистом-криминологом на актуальные на данный момент для школы темы, например прогулы учащихся, мелкие кражи в школе, вымогательство у детей. Подобные КВЮК можно проводить и в лицеях, колледжах, вузах. В жюри должны сидеть как криминологи, так и учителя, мастера, преподаватели, родители учащихся.
Методы индивидуальной профилактики правонарушений, причем большей частью специальные, ориентированные непосредственно на несовершеннолетних, а также лиц молодежного возраста обычно делятся на несколько групп:
- меры оздоровления среды и оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, до того как отрицательное действие соответствующих обстоятельств существенно скажется на поведении таких лиц;
- меры предупреждения перехода на преступный путь и исправления лиц, находящихся в стадии предпреступного поведения, допускающих правонарушения непреступного характера;
- меры предупреждения рецидива среди подростков, совершивших преступления, а также выявления и устранения обстоятельств, способствовавших совершению этих преступлений.