Причины и условия преступлений несовершеннолетних и молодежи

Причины и условия преступлений несовершеннолетних и молодежи следует делить на общесоциальные и личностно-микросредовые.

К особенным внутренним общесоциальным причинам молодежной преступности следует отнести прежде всего:

  • а)    в сфере политики — противоречия между официальными массовыми детскими и молодежными организациями и неформальными, что отразилось в прошлом в дезорганизации и формализме в деятельности октябрятской, пионерской и комсомольской организаций, начиная с середины 80-х годов, в невыполнении ими функций по вовлечению в активную социальную жизнь молодежи и подростков, в начале 90-х в развале старых официальных массовых молодежных организаций и по настоящее время отсутствие новых, зато массовое возникновение неформальных молодежных объединений;
  • б)    причинами возникновения неформальных молодежных объединений Г. Х. Попов в беседе с Н. А. Аджубеем называл то, что молодые люди «не видят реального пути изменить свою жизнь. Им были недоступны рычаги, с помощью которых они могли воздействовать на окружающую действительность», т. е. невозможность официальным путем что-то изменить, самовыразиться — это вытекает из ранее указанной причины;
  • в)    наличие в реальной жизни молодежи — в ее социальном бытии и в ее общественном сознании таких противоречивых явлений как «пессимизм; инфантилизм (детскость и социальная незрелость. — О. С ); пошлость, цинизм и непристойность; бездуховность и всеядность; декадентство (неприятие существующих устоев. — О. С.); элитарность (разделение на привилегированные и непривилегированные группы, например, в фильме «Соблазн». — О. С ); модернизм и самокопание».

Особенные внутренние общесоциальные условия преступности молодежи:

  • а)    ущербность системы воспитания и образования;
  • б)    просчеты в системе средств массовой информации;
  • в)    неразвитость системы официальных и негосударственных субъектов профилактики правонарушений молодежи, по работе с подростками.

Внешние особенные общесоциальные причины молодежной преступности:

  • а)    транснациональная преступность омолаживается, особенно в сфере проституции, реализации внутренних органов, наркотизма;
  • б)    омоложение преступности иностранцев, прежде всего в сфере бизнеса, создания совместных предприятий;
  • в)    деятельность разведывательных и прочих специальных служб иных государств по вовлечению в совершение прежде всего терроризма лиц молодежного возраста; склонение их в иные религии, секты, прежде всего сатанизм.

Внешние особенные общесоциальные условия молодежной преступности:

  1. воздействие на противоречия сферы социального бытия: а) обострение экономических противоречий в стране; б) создание и обострение политических, межнациональных, межрелигиозных противоречий в России, что побуждает к созданию неформальных объединений молодежи экстремистского, фашистского, националистического толка; в) срыв выполнения международных договоров между молодежными организациями;
  2. воздействие на противоречия в сфере общественного сознания: а) распространение через молодежные каналы средств массовой информации идеи наживы любой ценой, прежде всего путем насилия; демонстрация процветания через эгоизм, «крутизну»; б) пропаганда всяческими путями аномальной сексуальности через демонстрацию гей-парадов, так называемого «свободного секса», развращение молодежи; в) посев идей фашизма, национализма, шовинизма, сатанизма в молодежной среде; г) распространение идей самостоятельности, взрослости, особенно среди девушек через курение, употребление наркотиков, алкоголя; д) пропаганда проституции.

Особенностью причин и условий преступлений несовершеннолетних является своеобразное, почти буквальное совпадение по временному периоду причинного механизма преступного поведения с причинным механизмом формирования криминогенной мотивации и с причинным механизмом становления криминогенной ситуации.

Рассмотрим более подробно причины и условия преступного поведения несовершеннолетних.

Внутренней причиной преступного поведения несовершеннолетних является криминогенная мотивация типа преступного поведения (корыстного, насильственного, неосторожного и т. п.), имеющая специфическую окраску стремления к самоутверждению. В содержание внутренней причины входит:

  1. Стремление к самоутверждению в своих микрогруппах, перерастающее в цинизм (наглость, грубая откровенность, пренебрежение нормами морали и нравственности), порождающее групповые изнасилования и хулиганство.
  2. Стремление к завоеванию авторитета в микрогруппе, не отличая преступные методы от непреступных, путем совершения преступлений против собственности, причем чаще таких, которые связаны с открытым пренебрежением опасностью, с риском, применением силы (грабеж, разбой, а также причинение вреда здоровью и совершение убийств из хулиганских побуждений), с таинственностью (кражи), в основе которой опять же подсознательное стремление к самоутверждению.
  3. Стремление к поддержанию своего престижа в микросреде, причем не обязательно в группе отрицательной направленности, сопряженное с корыстным желанием поживиться за чужой счет (приобрести модные, «престижные» вещи, иметь наличные деньги, а также спортивные принадлежности, с тем чтобы физически развиваться, выглядеть сильнее своих сверстников и т. п.), т. е. корысть-престижность, в основе которой все же стремление к самоутверждению.
  4. Для некоторой, пока незначительной, наиболее предприимчивой части подростков характерна корысть-накопительство, но не как самоцель, а как путь первоначального накопления капитала, с тем чтобы в перспективе создать именно свое дело, вложить капитал в свое дело и для получения наиболее максимальной прибыли, и для выживания в новых экономических условиях, и как средство самоутверждения, т. е. это особая форма корысти, которую можно назвать, как корысть-предприимчивость.
  5. Не чужд подросток и корысти-прожигательства, в основе которой желание показать, что он может пустить деньги на ветер, что именно он самый «крутой», в основе которой снова и снова стремление к самоутверждению. Причем корысть-прожигательство порождает чаще всего «открытые» преступления, т. е. на людях — или грабеж, или разбой, или бандитизм, или вымогательство.
  6. Очень близко с этим связана корысть-агрессия, т. е. не просто стремление поживиться за чужой счет, выделиться среди других, но за счет жестокого обращения с людьми, животными, даже с растениями и имуществом.
  7. Учитывая, что большинство подростков попадает в предкриминогенную ситуацию безнадзорности, т. е. остается предоставленными сами себе, в том числе и с точки зрения удовлетворения самых насущных физиологических потребностей, то для многих из них, учитывая и удельный вес (не менее трети), не имеющих постоянного источника дохода, преступления совершаются и по мотивации корысти-нужды.
  8. Вместе с тем среди лиц, не имеющих постоянного источника дохода (в среднем от 30 до 45%), значительное число тунеядцев, которые не хотят ни учиться, ни работать, а «сидят на шее» своих родителей (чаще всего одного), бабушек и дедушек, других родственников, а когда лишаются их или они отказывают в помощи, а чаще всего и раньше этого по мотивации корысти-паразитизма совершают корыстные и корыстно-насильственные преступления.
  9. Стремление любым путем, также не различая преступный путь от непреступного, доказать свою верность дружбе, товариществу и боязнь прослыть «предателем», что используется чаще всего взрослыми преступниками, сначала привлекающими к себе подростков, а затем вовлекающими их в совершение преступлений — чаще всего крупных краж и т. п.
  10. Правовой нигилизм (лат. nihil — ничто) или чаще всего незнание норм права или искаженное представление о правовых запретах. Каждый второй из виновных несовершеннолетних, исследованных в 80-е годы, вообще не считал свои действия противоправными.
  11. Желание всегда выглядеть взрослым, самостоятельным, независимым.
  12. Особое значение имеет так называемая «детская мотивация» несовершеннолетних (озорство, легкомыслие, шалость и т. п.), которая может проявиться, как правило, в совершении нетяжких преступлений, в том числе, будучи порожденными мотивацией корысти-легкомыслия.
  13. В местах лишения свободы у лиц молодежного возраста стремление к самоутверждению приобретает окраску своеобразного тяготения к завоеванию авторитета и поддержанию престижа в малой группе осужденных отрицательной направленности, а также в ряде случаев принятие и соблюдение обычаев и традиций преступной среды, так называемой преступной субкультуры.


К внутренним условиям, т. е. особенностям анатомической, психофизической и психологической среды несовершеннолетних, чаще всего способствующим совершению ими преступлений, относятся:

  1. Противоречивость психики подростка проявляющаяся в следующем — с одной стороны, в одной ситуации он замкнут, а в другой — общителен, с одной стороны, он кажется развязным и грубым, а с другой — робким и застенчивым и т. п.
  2. Неустойчивость, как в целом психики подростка, так и его жизненной позиции, обусловленная отсутствием у несовершеннолетних и молодежи достаточного жизненного опыта, как физической, так и особенно духовной зрелости.
  3. Неадекватность восприятия, как самого себя (самооценка), так и складывающейся жизненной ситуации, обусловленная также недостаточной физической и духовной зрелостью.
  4. Повышенная эмоциональность, перерастающая в невыдержанность, вспыльчивость, иногда озлобленность, иначе эмоциональная неустойчивость несовершеннолетних.
  5. Низкий уровень самоконтроля, самоуправляемости в связи с незавершенностью навыков управления своим поведением и повышенной активностью и возбудимостью лица, что приводит к импульсивным (полностью неосознаваемым) действиям.
  6. Конформизм несовершеннолетних, т. е. повышенная восприимчивость к посторонним влияниям (конформизм от поз.-лат conformis — подобный, сообразный), обусловленная легко ранимой доверчивостью; особого рода податливость, незащищенность; ярко выраженная способность к подражанию, внушению, воздействию моды, усвоению групповых норм, иначе — зависимость от окружающих.
  7. Нервно-психические аномалии, которые встречаются у несовершеннолетних преступников значительно чаще, чем у их сверстников. При этом установлена вероятностная связь отдельных психических отклонений с типом преступного поведения. Например, олигофрены в связи с «их гиперсексуальностью и ограниченными возможностями ее удовлетворения», пишут Т К. Белокобыльская и Ц. А. Голумб, чаще всего совершают изнасилования, как и лица с признаками органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и остаточными явлениями черепно-мозговых травм, а эпилептики — более склонны к карманным кражам в связи с их предрасположенностью к детализации физических операций, психопаты и несовершеннолетние с акцентуациями характера — к совершению убийств и причинению тяжкого вреда здоровью и т. п.
  8. Несовершеннолетние по сравнению со взрослыми быстрее и проще приходят в аффективные и стрессовые состояния, а также в состояние опьянения, которые воздействуют, как на адекватность их восприятия и реагирования, так и на скорость их криминогенной мотивации.
  9. Для несовершеннолетних характерно также проявление хвастливости, желание привлечь внимание, вызвать удивление сверстников и взрослых своими «необыкновенными» способностями и т. п.
  10. Для несовершеннолетних и лиц молодежного возраста в местах лишения свободы характерны: эмоциональная неустойчивость, конформизм, интровертированность, повышенный уровень тревожности, неспособность к абстрактному мышлению, а у особо опасных преступников — повышенный самоконтроль.

Внешней причиной преступного поведения несовершеннолетних и молодежи является криминогенная ситуация безнадзорности, которая перерастает в криминогенную ситуацию (конфликтную, экстремальную, управленческую и т. п.) в зависимости от типа совершаемого преступного поведения (насильственного, неосторожного, корыстного и т. д.).

Криминогенная ситуация безнадзорности — это относительно длительное состояние отсутствия за несовершеннолетними контроля со стороны семьи, учебного заведения, трудового коллектива, приводящее от предпреступного поведения (как правило, праздное времяпрепровождение) к преступному, причем возрастающей степени тяжести.

Подобная ситуация установлена не менее чем в 4/5 случаев совершения преступлений несовершеннолетними.8

Под предпреступным поведением понимается праздное времяпрепровождение несовершеннолетних, их половой аморализм (характерно прежде всего для несовершеннолетних женского пола, с чего начинается их девиантное поведение, завершающееся, как правило, преступлением), бесцельное шатание по улицам, совершение ряда мелких уголовно ненаказуемых краж, мелкого хулиганства и т. п.


Субъектами данной криминогенной ситуации являются: с одной стороны, сам несовершеннолетний, а с другой — воспитатель (родители, взрослые члены семьи, учителя и преподаватели, мастера и наставники и т. п.). Так, в 80-е годы для работы с правонарушителями дополнительно требовалось не менее 300 тыс. общественных воспитателей,9 а В. В. Панкратов подсчитал, что на каждого трудного подростка в 90-е годы приходилось 3-4 воспитателя.

Объектом данной криминогенной ситуации является воспитательный процесс, который практически не осуществляется, хотя его и обязаны осуществлять воспитатели разного рода.

Содержание криминогенной ситуации безнадзорности — это отсутствие контроля, которое вызывает возникновение, а затем перерастание предпреступного поведения подростка в продолжаемое, причем возрастающее по степени общественной опасности, преступное поведение. Иначе говоря, неосуществление воспитательного процесса воспитателями замещается антипедагогическим, но тоже своеобразным «воспитательным» воздействием улицы («свято место пусто не бывает»).

Основными методами данной криминогенной ситуации, определяющими ее сущность, являются: 1) пассивность, бездеятельность воспитателей; 2) неспособность несовершеннолетнего воспользоваться предоставленной ему свободой в социально-полезном направлении, поскольку он просто не знает и не умеет этого сделать (его этому не научили и этого ему не привили).

Стадии криминогенной ситуации безнадзорности значительно растянуты во времени и охватывают также в большинстве случаев и период от 10 до 13 лет — как правило, это стадия полового созревания для мальчиков и девочек, с некоторыми временными перепадами.

Стадии ситуации выражаются в следующем:

  1. Становление предкриминогенной ситуации безнадзорности.
  2. Формирование вследствие безнадзорности предпреступного поведения несовершеннолетних и образование криминогенной ситуации типа преступного поведения.
  3. Перерастание предпреступного поведения несовершеннолетних и соответствующей ситуации типа преступного поведения в преступное, возрастающее по степени общественной опасности.

Иные криминогенные ситуации, предшествующие совершению различных типов преступного поведения, возникают, так или иначе, из криминогенной ситуации безнадзорности.

Внутренние причины образования криминогенной ситуации безнадзорности — это взаимодействие мотиваций, направленностей сторон, нежелание, неумение, неспособность воспитателей к работе с детьми, а с другой стороны — желание подростков вырваться из под контроля, стремление к свободе и т. п.

Внутренние условия образования криминогенной ситуации безнадзорности — это анатомические, психофизиологические, психологические особенности субъектов ситуации, способствующие проявлению их устремлений,

  1. со стороны несовершеннолетних — недоразвитость физической конституции или, наоборот, преобладание физической энергии над духовной; противоречивость и неустойчивость психики, неадекватность отреагирования и др.;
  2. со стороны взрослых — хорошие внешние физические данные, преуспевание в обществе, в бизнесе и в то же время — низкий профессионализм воспитателей, высокомерие или невнимание к детям.


Внешней причиной поддержания этой криминогенной ситуации безнадзорности является микроклимат безнаказанности, т. е. система ожиданий, предпочтений, экспектаций попустительства, выражающаяся в настрое на ненаказуемость отношений, складывающихся вокруг этого подростка, где бы он ни находился — в семье, школе, ПТУ, лицее, техникуме, колледже, вузе, в трудовом коллективе, на улице и в других местах.

Именно внешние условия как формирования личности несовершеннолетнего преступника, прежде всего его криминогенной мотивации, становления криминогенной ситуации, совершения преступления практически совпадают по содержанию и по времени, хотя и имеют определенную специфику, действуя, в отличие от иных типов преступного поведения, практически единовременно. Соответственно, выделяются три группы внешних условий.

1. Внешние условия, которые способствуют формированию криминогенной мотивации несовершеннолетнего и лица молодежного возраста:

  • а)    целенаправленный, но дефективный (отрицательный) по результатам и содержанию воспитательный процесс, хотя и имеющий позитивные цели, но приводящий к отрицательным результатам вследствие неумения воспитывать, т. е. процесс целенаправленный, цели позитивные — результат отрицательный из-за педагогической безграмотности;
  • б)    воспитательный процесс, действующий как пример для подражания (сам характер отношений между людьми, отношение к своему долгу, отклоняющееся от социальных норм поведение людей, близких подростку или просто наблюдаемых им), но не имеющий практически никакой цели, т. е. нецеленаправленное воздействие, также приводящее к отрицательным результатам (ежегодно в 80-е годы выявлялось более ста тысяч семей, оказывающих крайне отрицательное влияние на своих детей10 11 12), т. е. процесс нецеленаправленный, результат отрицательный — формирование криминогенной мотивации — вследствие постоянно действующего образца, примера отклоняющегося, криминального поведения;
  • в)    целенаправленное вовлечение детей в предпреступное поведение (праздное времяпрепровождение, половой аморализм и т. п.), т. е. процесс целенаправленный, цели негативные — формирование криминогенной мотивации — результат отрицательный вследствие умения воспитывать, хотя и в отрицательном направлении.

2. Внешние условия, которые способствуют формированию криминогенной ситуации безнадзорности:

В семье:

  • а)    неполная семья или ее отсутствие (каждый третий подросток правонарушитель в 80-е годы был из распавшейся семьи,11 а в конце XX в. и начале XXI в. несовершеннолетние осужденные воспитывались в семье с одним родителем, а также вне семьи в каждом втором случае);
  • б)    отсутствие контроля за детьми;
  • в)    вовлечение детей в предпреступное поведение;
  • г)    семьи, профессии родителей которых требуют частых или длительных отлучек. 



 
В школе:

  • а)    отсутствие связи школы и семьи (так, из пяти-шести неблагополучных семей педагогическому коллективу и родительскому совету школы в 80-е годы была известна лишь одна, 14 в настоящее время положение значительно хуже — не менее, чем из восьми-десяти);
  • б)    бесконтрольность за отсутствующими на занятиях и во внеучебное время, а также многие другие.

В трудовом коллективе:

  • а)    отсутствие связи администрации организации, трудового коллектива с семьями подростков;
  • б)    неорганизованность досуга по месту работы несовершеннолетних;
  • в)    бесконтрольность за прогульщиками — несовершеннолетними и др.

В сфере досуга:

  • а)    невовлечение подростков в деятельность кружков, секций и т. п.;
  • б)    невнимание к культуре, эстетике досуга несовершеннолетних и молодежи и т. д. (например, тогда же, в 80-е годы, было подсчитано, что в кружках, секциях, клубах должно быть, по крайней мере, 150 тыс. мест для подростков правонарушителей, остающихся вне организованных форм полезного досуга в масштабе СССР15).

Внешние условия, которые непосредственно способствуют совершению преступления:

  • а)    целенаправленное вовлечение подростков и лиц молодежного возраста в преступную деятельность;
  • б)    иные условия, которые способствуют совершению разных типов преступного поведения и воздействуют не только на несовершеннолетних и молодежь, но и на остальных людей, т. е. те, которые способствуют, например, насильственным, неосторожным, корыстным и другим видам преступлений.

Кроме того, к внешним условиям относятся недостатки в деятельности организаций по месту жительства несовершеннолетних и молодежи, средств массовой информации (кино, радио, телевидении, печати и т. п.), культурно-воспитательных учреждений (кинотеатров, библиотек и т. д.).

Особую группу образуют недостатки в деятельности государственных и негосударственных правоохранительных организаций.
 

Темы: Подростки, Преступность
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Общая характеристика преступности несовершеннолетних
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Причины преступности несовершеннолетних
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Предупреждение преступности несовершеннолетних
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Особенности преступности несовершеннолетних
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Виды и показатели преступлении несовершеннолетних и молодежи
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Направления профилактики преступлений несовершеннолетних
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Психологические механизмы совершения преступления
Психологические основы юриспруденции: учебное пособие / О.А. Гулевич — М.: НОУ ВПО...
Подростковый кризис глазами детей и взрослых
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Оставить комментарий