Органический психосиндром у взрослых и детей

Основные симптомы психоорганического синдрома у взрослых — расстройства памяти, ослабление понимания, асоциальная деятельность и аффективные расстройства (Блейлер Е., 1955).

Проявления психоорганического синдрома у детей складываются из недостаточности высших свойств личности (отсутствие интеллектуальных интересов, самолюбия, дифференцированного эмоционального отношения к окружающим, слабость нравственных установок и т. п.), нарушения инстинктивной жизни (расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, недостаточность инстинкта самосохранения, повышенный, пониженный или искаженный аппетит), недостаточной целенаправленности и импульсивности психических процессов и поведения, а у детей младшего возраста, кроме того, двигательной растормо-женности и слабость активного внимания (Сухарева Г. Е., 1959).

Диффузные и/или очаговые поражения мозга (в лобно-височной, лимбической системе, медиобазальной височной области, области гиппокампа) в форме структурных нарушений, возникшие в связи с последствиями травматических, воспалительных, интоксикационных или сосудистых поражений, а также из-за хронических органических заболеваний головного мозга, у детей или подростков могут вызывать так называемые резидуально-органические синдромы с преобладающими интеллектуальными нарушениями.

Наиболее существенные признаки органического психосиндрома (и у взрослых, и у детей) — снижение памяти и интеллектуальной продуктивности, инертность психических процессов, особенно интеллектуальных, трудность переключения активного внимания и его узость, а также разнообразные аффективные нарушения: лабильность, раздражительность, возбудимость в одних случаях, эйфорический фон настроения, чередующийся с дисфориям, — в других, апатия, безразличие ко всему — в третьих. Кроме того, встречаются расстройства волевой деятельности (слабость побуждений, вялость или, наоборот, расторможенность поведения, болтливость), усиление и извращение примитивных влечений, повышенная психическая истощаемость (Ковалев В. В., 1985).

Проявления этого синдрома различаются в зависимости от возраста детей, так как мозг поражается в период интенсивного развития и дифференцирования функциональных систем при большей или меньшей морфофизиологической незрелости всей центральной нервной системы. Следствием этого оказывается появление симптомов, свойственных тому или иному уровню возрастного реагирования, и возникновение признаков нарушения развития психических и неврологических функций.

Очень тяжелые повреждения в детском возрасте приводят к невосполнимому выпадению функций, особенно к нарушению моторики (детские церебральные параличи), а также к более или менее выраженной интеллектуальной недостаточности (умственная отсталость, слабоумие).

Проявления психоорганического синдрома у детей младшего и среднего дошкольного возраста (4—5 лет) атипичны. Их называют невропатоподобными расстройствами (Мнухин С. С., 1968) или невропатоподобным вариантом психоорганического синдрома (Ковалев В. В., 1985). Это рудиментарные расстройства интеллектуальных функций, нечеткость восприятия, задержка речевого развития, бедный лексикон, низкий уровень выполнения вербальных заданий в сравнении с невербальными, слабая выраженность интеллектуальных интересов (к прослушиванию сказок и рассказов, к сюжетным играм и т. д.), трудности при запоминании стишков и песенок. С этими симптомами нередко сочетаются повышенная возбудимость, неустойчивость вегетативных реакций (рвоты, диспептические расстройства, потливость, аллергические реакции, колебания температуры тела и т. д.), нарушения сна, снижение аппетита, повышенная чувствительность к любым внешним воздействиям, эмоциональная возбудимость, впечатлительность, неустойчивость. Почти всегда наблюдаются двигательная расторможенность, суетливость. Имеют место также неврологические симптомы: нарушения черепномозговой иннервации, односторонние пирамидные знаки и нарушение координации, асимметрия мышечной силы и т. д.

После 4—5 лет на переднем плане психоорганического синдрома оказываются эмоционально-волевые и двигательные расстройства: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, импульсивность, недостаточное чувство дистанции, назойливость, «приставучесть», частые смены настроения, двигательная расторможенность, нередко с хореиформными и множественными лишними движениями. Обнаруживаемая у этих детей слабость концентрации активного внимания серьезно затрудняет усвоение ими новых знаний. Часто страдает моторная интеграция, проявляющаяся в недостаточности тонких движений, а также действий и двигательных навыков, требующих быстрого переключения движений при рисовании, одевании, обувании и т. д.

В препубертатном возрасте и у подростков клиническая картина психоорганического синдрома становится разнообразнее. Особенно страдают интеллектуальные функции. Изменения личности проявляются импульсивностью, склонностью к реакциям «короткого замыкания», недостаточным чувством дистанции, низкой самокритичностью.

В этом возрасте различают несколько вариантов психоорганического синдрома.

  1. Синдром с нарушением развития школьных навыков, т. е. навыков чтения, письма, счета. В основе его происхождения — речевые расстройства, нарушения фонематического слуха, синтеза пространственных представлений, праксиса, сложных форм конструктивной деятельности и мышления, как правило, сочетающихся с церебрастенией.
  2. Синдром с дефектом эмоционально-волевых свойств личности. При нем основные проявления синдрома находятся в комбинации с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями темперамента и влечений. Происхождение этого варианта синдрома связано с повреждением, распадом, дефектом формирующейся личности. При этом симптоматика складывается из эмоционально-волевой неустойчивости (отсутствие волевых задержек, повышенная внушаемость к стремлению и получению непосредственного удовольствия), аффективной возбудимости с агрессивностью, расторможением примитивных влечений (сексуальность, прожорливость, повышение влечения к новым впечатлениям — «сенсорная жажда» и др.).
  3. Атоническая форма психоорганического синдрома (по Мнухину С. С., 1961) характеризуется беспечностью, благодушием, аспонтанностью (слабостью побуждений, пассивностью), монотонностью, бездеятельностью, «бледностью», вялостью эмоциональных проявлений, странными, а иногда и нелепыми поступками, недостаточным или даже формальным контактом с окружающими, относительной «отрешенностью», развязным поведением, способностью вступать в общение с незнакомыми людьми, отсутствием эмоциональных реакций на новую обстановку. Имеет место слабость или недостаточность инстинктивных проявлений, слабость защитных, оборонительных, пищевых инстинктов, примитивность интересов, отсутствие организованности, практическая, житейская беспомощность. Все это сопровождается недоразвитием моторики, неловкостью, неуклюжестью движений, низким уровнем интеллектуальных проявлений и своеобразными особенностями мышления — бесполезным рассуждательством, фантазиями, склонностью к умственной жвачке, «заумностью», поучениями, иногда с неожиданными сентенциями, витиеватостью высказываний и т. д. Отграничение от сходных проявлений шизофренического дефекта (резидуальной шизофрении) возможно по отсутствию истинного аутизма, за который принимают пассивность, стремление оградить себя от нежелательных контактов из-за переживания своей неполноценности. Рассуж-дательство этих больных также отличается от резонерства больных шизофренией своей заземленностью, очевидной связью с бытовыми трудностями и интересами, отсутствием истинной заумности и псевдоабстрактного символизма. Особенно убедительными являются имеющиеся у больных с психоорганическим синдромом инертность, тугоподвижность психических процессов, слабость памяти, преобладание конкретного типа мышления, повышенная пресыщаемость и истощаемость и т. д. Происхождение этого варианта связывают с преимущественным поражением конвекситальной поверхности коры лобной доли доминантного полушария большого мозга.
  4. Эйфорическая форма психоорганического синдрома. Название этот вариант синдрома получил по эйфорическому, приподнятому фону настроения, импульсивности, дурашливости поведения, многоречивости, расторможению примитивных влечений, серьезной недостаточности критики к себе и своим поступкам. При этой форме преимущественно страдает базальная (орбитальная) кора долей полушарий большого мозга. Нарушения избирательности, целенаправленности психических процессов, а также неспособности к выполнению многозвеньевых действий при психоорганическом синдроме связаны с поражением коры медиальной поверхности лобных долей.
Источник: 
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб. : СпецЛит, 2013. — 481 с.
Материалы по теме
Понятие о симптомах и синдромах психических заболеваний. Кратко
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Синдромы психических нарушений
«Судебная психиатрия: Учебник / Под ред. проф. А. С. Дмитриева, проф. Т.В. Клименко.»:...
Определение и классификация синдромов аффективных расстройств
...
Синдромы нарушенного сознания
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Классификация психопатологических синдромов и состояний
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Синдромы нарушения сознания
Коркина М.В., Практикум по психиатрии
Гиперкинетический синдром у детей (F90.0—F90.9)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Общая характеристика тревожных расстройств
...
Оставить комментарий