Опросник креативности Д. Джонсона

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Г илфорда.

Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10-30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (в классе, на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка - 8, максимальная - 40 баллов).

Распределение суммарных оценок по уровням креативности


Характеристики креативности

  1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.
  2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.
  3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.
  4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.
  5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.
  6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.
  7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.
  8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

Опросник креативности (лист ответов)

Дата____ Школа________    Класс    ________

Урок/вид деятельности    

Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету)    

В таблице, приведенной ниже, под номерами 1-8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 5 - постоянно, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.

Творческие характеристики


Темы: Методики, Креативность, Опрос
Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме
Методы и методики измерения в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Валидность методики
Немов Р.С., Психология. В 2 частях
Тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Методы нейропсихологической диагностики
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
История понятия креативности от Древней Греции до нашего времени
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Креативность и генетические задатки
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Оставить комментарий