Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Г илфорда.
Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».
Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.
Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10-30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (в классе, на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 - никогда, 2 - редко, 3 - иногда, 4 - часто, 5 - постоянно.
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка - 8, максимальная - 40 баллов).
Распределение суммарных оценок по уровням креативности
Характеристики креативности
- Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.
- Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.
- Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.
- Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.
- Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.
- Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.
- Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.
- Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.
Опросник креативности (лист ответов)
Дата____ Школа________ Класс ________
Урок/вид деятельности
Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету)
В таблице, приведенной ниже, под номерами 1-8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).
Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Оценочные баллы: 5 - постоянно, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - никогда.
Творческие характеристики