Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)

Назначение. Шкала Вильямса - опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка - проводится индивидуально, время не ограничено.

Раздается учителями в школе или на дом для родителей учащихся. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки целесообразно, чтобы шкалу заполняли 2-3 педагога (если это возможно). В этом случае берется средняя оценка нескольких педагогов.

Эта шкала состоит из восьми подразделов - показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком «х» ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов.

Инструкция. Обведите одну из букв, указанных на листе ответов в соответствующем разделе справа от номера соответствующего утверждения, значение которой лучше всего описывает поведение ребенка. При этом буквы на листе ответов имеют следующие значения: Ч - часто; И - иногда; Р - редко.

Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на выданном листе ответов.

Лист ответов

Возраст __________________   
Ф. И. О.ребенка  ___________________________  
Дата опроса _________   
Класс_____    Школа_________
Ф. И. О. заполняющего опросник  ___________________________   
Кем является заполняющий по отношению к ребенку ___________________________
Как давно заполняющий знает ребенка    ___________________________

Опросник


Раздел 1. Беглость
1.    Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.
2.    Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.
3.    У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.
4.    Ребенок задает много вопросов.
5.    Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.
6.    Ребенок работает быстро и продуктивно.

Раздел 2. Гибкость
1.    Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного.
2.    Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.
3.    Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.
4.    Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой.
5.    Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.
6.    Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Раздел 3. Оригинальность
1.    Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.
2.    Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.
3.    Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).
4.    Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.
5.    После того как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.
6.    Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

Раздел 4. Разработанность
1.    Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.
2.    Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов и решения, и предлагает наиболее глубокое значение.
3.    Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.
4.    Ребенок хочет приукрасить и дополнить работу или идею других людей.
5.    Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.
6.    Ребенок изменяет правила игры.

Раздел 5. Любознательность
1.    Ребенок спрашивает всех и обо всем.
2.    Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.
3.    Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.
4.    Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.
5.    Ребенок ищет разные способы решения задач.
6.    Ребенок изучает книги, карты, картины и т. д., чтобы узнать как можно больше.

Раздел 6. Воображение
1.    Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел.
2.    Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он будет решать сам.
3.   Ребенок мечтает о различных событиях и вещах.
4.    Ребенок любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался.
5.    Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие.
6.    Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Раздел 7. Сложность
1.    Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.
2.    Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.
3.    Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.
4.    Ребенку нравятся сложные задания.
5.    Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.
6.    Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

Раздел 8. Склонность к риску
1.    Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.
2.    Ребенок ставит перед собой очень высокие цели и пытается их осуществить.
3.    Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.
4.    Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.
5.    Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему неодобрение.
6.    Ребенок предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Следующие четыре вопроса дадут вам возможность выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.

1.    Вы считаете, что ребенок одаренный или может им стать?
Да Нет
Объсните, почему: _________________________________   

2.    Вам кажется, что ребенок творческий или он может стать творческим?
Да Нет
Если «Да» - сообщите кратко, в чем проявляется его творчество, если «Нет» — почему?    

3.    Что вы ожидаете от школьной программы для творческих детей?    

4.    Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе для творческих детей?

Обработка данных

Подсчет оценки состоит из следующих процедур:

  1. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два. Это ответы с двойным весом, которые получают по два балла каждый.
  2.  Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти ответы получат по одному баллу каждый.
  3. Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы получат ноль баллов каждый.
  4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями.

Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов дают такой комментарий: «Ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) будет иметь высший ранг для данной группы детей.

Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей.

  • Число ответов в колонке «часто» х 2 =
  • Число ответов в колонке «иногда» х 1 =
  • Число ответов в колонке «редко» х 0 =

Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «да» и комментариями х 1 = Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «нет» х 0 = Суммарный балл равен сумме баллов в вышестоящих строках.

Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, так как 100 баллов - это максимально возможный суммарный балл.

Нормативные данные


  

Ключевые слова: Креативность, Методики
Источник: Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Материалы по теме
Опросник креативности Д. Джонсона
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Опросник родительской любви и симпатии (Р. В.Овчарова)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Продукты творчества как показатели креативности
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Тест оценки коммуникативных умений собеседника
Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск, 2007.
Опросник измерение установок в семейной паре
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Требования к методам психологии
Максименко С.Д., Общая психология
Школьный тест умственного развития (ШТУР)
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Нейропсихологическое исследование состояния мнестических процессов
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий