Определение социальной категоризации и самокатегоризации

Теория самокатегоризации была сформулирована во второй половине 80-х годов XX века Дж. Тернером. Она является логическим продолжением теории социальной идентичности. Предметом теории самокатегоризации является процесс социальной категоризации. Социальная категоризация — отнесение человеком окружающих его людей к тем или иным социальным группам — категориям.

Сторонники этой теории полагают также, что социальная категоризация сопровождается самокатегоризацией — причислением человеком к одной из выделенных групп самого себя. В данном случае одна из групп, задействованных в процессе социальной категоризации, становится для человека ингруппой, а другая — аутгруппой.

Таким образом, категоризация людей отличается от категоризации физических объектов, поскольку в ходе нее человек выступает не только как субъект, но и как объект восприятия (который ожидает оценки со стороны окружающих), что приводит к формированию оценочного отношения к социальным категориям.

В теории самокатегоризации анализируется ситуация, когда человек, взаимодействуя с окружающими, рассматривает партнера по общению не как уникальную личность, а как члена социальной группы-категории.

Сторонники теории самокатегоризации полагают, что процесс социальной категоризации/самокатегоризации лежит в основе развития и функционирования социальной идентичности и эффектов межгруппового восприятия. Наличие социальных категорий облегчает процесс познания мира и взаимодействие между людьми, позволяя человеку структурировать наблюдаемые объекты и явления.
Ряд положений теории самокатегоризации заимствован из теории социальной идентичности. Среди них:
• представление о структуре социальной идентичности, включающей в себя когнитивный и аффективный компоненты;
• представление о группе как о социальной категории, принадлежность к которой не предусматривает непосредственного взаимодействия между ее членами;
• признание роли ситуации взаимодействия в актуализации социальных категорий. В настоящее время существует два подхода к пониманию условий их актуализации.

Согласно ситуационному подходу, человек в состоянии описать себя тремя различными способами: как человека вообще, как члена определенной социальной группы и как уникальную личность. Сторонников этого подхода интересует второй уровень самоописания, который, по их предположению, используется человеком в межгрупповой ситуации, при наличии ингруппы и аутгруппы или их обозначения.

В соответствии с ситуационным подходом, существуют факторы, влияющие на вероятность социальной и самокатегоризации. Например, их интенсивность возрастает:
• в присутствии нескольких социальных групп. Социальные категории актуализируются в том случае, когда людям специально напоминают о существовании нескольких социальных групп. Например, дети, родившиеся в Австралии от греческих родителей, проводили большее различие между греками и австралийцами, когда их просили вспомнить достоинства или недостатки своей этнической группы, чем когда им не давали такого задания (Rosenthal, Whittle, Bell, 1989). Аналогично женщины оценивали себя как более зависимых, если перед этим их просили обсудить с другими женщинами, в какой степени женщинам в целом присущи такие качества, как тактичность, осторожность, зависимость. При этом актуализация гендерной категории подавляла влияние индивидуальной «Я»-схемы «зависимость—независимость» (Onorato, Turner, 2004);
• в условиях конфликта между группами, при наличии угрозы и дискриминации со стороны аутгруппы. К оценке людей сквозь призму социальных категорий приводит восприятие человеком исходящей от них угрозы. Когда человек оценивает текущую ситуацию как угрожающую его ценностям и образу жизни, он воспринимает членов аутгруппы — источника угрозы как похожих друг на друга, приписывает им одинаковые и часто экстремистские взгляды (Corneille et.al., 2001). Доказательством важности этого фактора является и неожиданное увеличение количества американцев, открыто причисляющих себя к гомосексуалистам и лесбиянкам, в тот момент, когда эти группы подвергались наибольшей дискриминации. Вероятно, это происходило из-за того, что именно дискриминация подтвердила существование и необычность группы, позволила четче определить ее границы;
• когда люди напуганы (например, им напомнили о неизбежности смерти) (Castano, Dechesne, 2005);
• при визуальной анонимности общения. В частности, английские студенты, принимавшие участие в работе небольших групп, демонстрировали большую социальную категоризацию, самокатегоризацию и выше оценивали привлекательность ингруппы, общаясь со своими одногруппника-ми посредством компьютера, чем при личном общении с ними. Однако визуальная анонимность не оказывает влияния на степень категоризации и самокатегоризации в большие, например национальные группы (Lea, Spears, 2001 );
• интенсивность самокатегоризации выше у людей с низким статусом (Van Prooijen, Van Knippenberg, 2000).

Сторонники стадийного подхода рассматривают различные уровни категоризации в качестве следующих друг за другом стадий единого процесса формирования впечатления о человеке. Они полагают (Fiske, Neuberg, 1989), что процесс восприятия другого человека и формирования впечатления о нем начинается с попытки субъекта восприятия отнести этого человека к одной из известных ему групп-категорий. Таким образом, первой стадией процесса формирования впечатления является социальная категоризация. В ходе нее человек дольше анализирует групповую принадлежность потенциальных членов ингруппы по сравнению с членами аутгруппы (Ito, Thompson, Cacioppo, 2004).

Если человек затрудняется с отнесением объекта к одной из таких категорий, он делает попытку причислить его к одной из существующих подкатегорий.

Если и эта попытка оказывается неудачной, то человек пытается сформировать впечатление об объекте как об уникальной личности. Процесс индивидуализации требует от человека большего внимания к особенностям объекта и их интерпретации.

И наконец, если и в этом случае человек неудовлетворен полученным описанием, он снова возвращается к стадии социальной категоризации, используя новую категорию.

В основе теории самокатегоризации лежит ситуационный, а не стадийный подход к пониманию условий актуализации социальных категорий.

Вместе с тем ряд положений теории самокатегоризации не имеет аналогов в теории социальной идентичности. Среди них:
• особое внимание, уделяемое когнитивному компоненту социальной идентичности. Если в теории социальной идентичности акцент делается на мотивационных аспектах группового членства (принятии позитивной социальной идентичности как способе поддержания позитивной самооценки), то в теории самокатегоризации получило развитие когнитивное утверждение о связи между принятием социальной идентичности и восприятием различия между членами разных групп/подобия между членами одной группы;
• интерес к условиям актуализации социальных категорий, в т.ч. особенностям контекста категоризации. Сторонники теории самокатегоризации сделали шаг вперед в понимании зависимости актуализации социальных категорий от ситуации восприятия, проведя ряд исследований, посвященных влиянию особенностей контекста вынесения суждения на их использование и введя понятие постоянно доступных категорий;
• усложнение экспериментальной ситуации путем изучения кросс-категоризации — одновременной категоризации по нескольким основаниям. Речь об этом феномене пойдет в последней главе.

Ключевые слова: Социальность
Источник: Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.— 432 с.
Материалы по теме
Концепция ценностного обмена
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Социальный статус. Систематизация социальных ролей
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Основные виды социальных конфликтов
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Теория социальной идентичности
Семечкин Н.И., Психология малых групп
Виды социального взаимодействия
Панфилова А.П., Теория и практика общения
Классификация социально психологических общностей
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Психосоциальные стадии развития личности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Теория социальной стратификации
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Оставить комментарий