Общие понятия о стиле речи в риторике

Слово «стиль» — одно из основополагающих в человеческой жизни. Стилем называют способ, характер, общую манеру, образ существования и исполнения чего-либо. Категория стиля имеется во всем, что нас окружает, в то же время это чисто человеческая категория. Всеобъемлемость этого слова представлена в его многочисленных сочетаниях: стиль работы, стиль поведения, стиль игры, стиль в моде, литературе, архитектуре, музыке, живописи и. т.д. Понятие стиля — основополагающее и в риторическом убеждении. Выбрать уместный стиль в общении — это значит, во-первых, предстать человеком известного склада (аристотелевский «склад» несомненно равнозначен стилю), во-вторых, найти индивидуальный образ речи применительно к данной аудитории.

В риторике изучается стиль речи, воплощаемый ритором в его речевых поступках. Через стиль речи реализуется всякий человек. Стиль речи показывает способ выявления мысли в речевом поступке. Так как слово рождается в сердце человека, уже способ его размышлений, характер и устремленность помыслов являют первую стилевую характеристику человека, подчас невидимую для взоров посторонних людей и высвечивающую его внутреннюю суть. Поэтому риторика слушающего рекомендует вглядываться в каждого человека, пытаясь понять его психологический склад и возможные речевые поступки. Воплощение мысли в словах — звуках или на письме — являют стиль речи как ее конечную реализацию. Если речь человека подразделить на то, что, где и как он говорит, то первая часть (что?) относится к изобретению мыслей (содержанию речи), вторая (где?) — к расположению, а третья (как?) — к стилю речи.

Каждый влиятельный ритор стремится сформировать свой индивидуальный стиль. Это не значит, что он непременно хочет «отличиться», напротив, стиль ритора может проявляться в особой скромности поведения, но главное, чтобы он утверждал значимую мировоззренческую позицию и, может быть, при немногословии становился влиятельным лицом. Ритор вне стиля — плохой ритор. Часто вспоминают слова Бюффона: «Человек — это стиль». И каждый человек непременно несет в себе компоненты определенного стиля как утверждаемой им философии, интересов, поступков. В оценке риторической деятельности важно представить, насколько тот или иной ритор опирается на культурные, этические, образовательные традиции и как он способен к творческой, инновационной деятельности в мысли и слове.

Стиль речи существует у каждого человека. Если первое восприятие человека начинается не с речи, а с внешнего облика, то следует говорить о комплексном восприятии человека, ибо стиль свойствен всем внешним атрибутам — знаковым характеристикам человека: его походке, телодвижениям, жестам, мимике, одежде, прическе. Во всех этих семиотических проявлениях человека имеется компонент стилевой культуры личности, который ориентирован на определенные нормы. Эти нормы, существующие как некоторый абстрактный идеал, принятый в обществе (как должно ходить, сидеть, одеваться, причесываться, есть, пить), в реальном поведении могут быть ориентированы на конкретный образец, пример, модель поведения, которым начинают подражать или которые начинают любить невольно, подсознательно.

Современные образцы стилевого поведения насаждаются средствами массовой информации. Как в теории именования можно говорить о

  1. создателях нового имени (ономатотэте),
  2. людях, оценивающих истинность и правильность создания имени (диалектиках)
  3. пользователях имени (большинство общества), так и в теории стиля имеются создатели стиля, его распространители («утвердители») и носители стиля.

Создатель стиля — это человек, который предлагает в своем творчестве новую идею, оформленную стилистически оригинально. Эту идею оценивает обычно некоторая профессиональная часть общества, которой доверено выносить подобные суждения. Основную часть общества составляют носители стиля.

Ю.В. Рождественский пишет, что современная массовая культура сводится к тем поновлениям, которые может внести индивидуальное творчество. Опасность состоит в том, что такое индивидуальное творчество, как правило, не основывается на культуре:

«любое новообразование в любой сфере деятельности возможно только тогда, когда оно входит в определенную традицию, которую ассоциируют со сложившейся в прошлом культурой. Вхождение в традицию гарантирует успех новообразованию: прошлое как бы подкрепляет сегодняшнее и будущее, но истоки новообразования все же лежат где-то в глубинах фантазии и интуиции» .

Все выдающиеся люди — создатели определенного стиля мысли (они наверняка своеобразно и самостоятельно мыслили), стиля речи (они наверняка по-новому, небанально писали и говорили), стиля поведения в целом, который, конечно, есть прежде всего стиль общения. Всякий лидер утверждает свой «новый» стиль, а новизна — главное отличие риторики от «правильности» грамматики и «привлекательности» стилистики. Кстати, лидер — обычно человек, либо «выдвинувшийся» благодаря речевым стараниям, либо «выдвинутый» кем-то благодаря его речевым качествам; оценка лидера определяется его стилистической влиятельностью, но меру этой влиятельности может показать только время.

Итак, стиль речи — это образ соединения мысли с речевым поступком. Мысль ритора, стремясь убедить аудиторию, не может не быть стилистически оригинальной, а способ выражения — эстетически выразительным. Исторически раздел риторики, касающийся способов выражения речи, назывался украшением речи. Для того чтобы построить убедительную и действенную речь, необходимо, чтобы она соответствовала представлениям о прекрасном у оратора и аудитории. Представления об украшенном стиле в классических риториках вовсе не означали некоей выспренности (как это пытаются представить ее позднейшие критики), но предполагали прежде всего стилистическую уместность средств выражения. Именно поэтому классические античные стили могли поляризироваться от стиля высоко торжественного, витиевато-украшенного, называвшегося азиатским, до стиля простого и незамысловатого (в простоте своя эстетика), называвшегося азианским (об азианском и аттическом направлениях и стилях см. статью С. Меликовой-Толстой: Античные теории 1936:162—166. Как показывают наблюдения за современными риторами (особенно в процессе их обучения), эти две тенденции или стилевые характеристики продолжают тяготеть к двум описанным полюсам — литературно-распространенной украшенности и краткой простоте литературной правильности.

М.В. Ломоносов определял украшение как «изобретенных идей пристойными и избранными речениями изображение», т.е. найденные мысли необходимо выразить подходящими (приличными, уместно избираемыми) словами. Тот факт, что украшение как требование к современной речи не устарело, доказывается нашей общественно-языковой практикой. Никакое нейтральное, серое и банальное слово не действует на воображение слушателей, но какую бы ситуацию мы ни взяли, ритору рекомендуется искать оригинальные слова и выражения, уместную форму голосоведения и пластического поведения, с тем чтобы соответствовать эстетическим вкусам аудитории.

Вследствие того, что речь воплощается в разных фактурах (устная, письменная, печатная, массовая коммуникация), стиль выражается разными семиотическими средствами. Так, если для устной речи значимы качества произношения, то в письменной или печатной речи средством создания стиля могут стать почерк или качество шрифта, расположение текста на странице, компоновка текста и рисунков, картин, графиков и т.д., в речи СМИ — не только качества звука и письма, но соединение устно-письменной речи с музыкой, изображением, графикой, видеорядом и т.д.

Компоненты стиля речи

Стиль речи выражен следующими параметрами:

  1. отбор слов, или лексическая стилистика, — предполагается, что слова должны быть ясными, точными, чистыми, краткими, богатыми и разнообразными, оптимальными с точки зрения целеполагания — названные качества обычно характеризуют и общие качества стиля (см. § 3);
  2. синтаксис речи, или стилистический синтаксис, — здесь рассматривается оптимальное и целесообразное расположение слов в фигурах речи (фигурой речи называется целесообразная конструкция фразы, служащая обычно украшению и выразительности речи);
  3. стиль произношения в устной речи, почерк, шрифты, оформление текста в письменной речи. К параметрам стиля произношения следует отнести деление речи на такты, паузацию, темп и ритм, интонационную выразительность, логические ударения, громкость, артикуляцию (дикцию), тембр голоса, громкость;
  4. при анализе устной речи (семиотика устной речи) следует рассматривать также стиль пластики, или (как писали раньше) телодвижения, или (как пишут ныне) паралингвистические средства: позу, походку, жесты, мимику — все, что относится к внешнему облику человека, так называемому «языку тела» (body language). С этого раздела начинается обучение ораторскому искусству, ибо прежде всего необходимо выучить оратора стоять, двигаться, владеть телом, поскольку наши мысли и слова связаны с образом нашего телесного поведения.

Стиль и исполнение речи являются заключительным этапом создания речи с точки зрения говорящего, но в то же время это начальные характеристики, с которых начинается восприятие речи слушателем (аудиторией). При изучении стиля речи необходимо помнить о том, что существует всегда некоторое преувеличение свойств стиля со стороны слушающего, ибо только по невнятному произношению, или неприятному невыразительному голосу, или «случайным» словесным ошибкам нередко делается окончательный вывод о характере говорящего (наклеивается «ярлык» — и не всегда справедливый) — и тогда деятельность оратора, сколь бы ни были «умны» его мысли, обречена на неудачу.

Ключевые слова: Стиль речи, Риторика
Источник: Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание, стереотип. — М. : ФЛИНТА , 2016. — 296 с.
Материалы по теме
Качества стиля (слога) как требования к речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Стилистический синтаксис. Построение фразы и фигуры речи
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Разделы классической общей и частной риторики
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Топос «свидетельство» и «пример» в риторике
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Публицистический стиль
Стилистика русского языка и культура речи : учебник для академического бакалавриата / И. Б....
Риторический аргумент
Волков А. А. - Курс русской риторики - 2001
Обучение риторике в античности
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Риторика и этика
Рождественский Ю.В., Теория риторики
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий