Образование юридического лица и его признаки

Создание и управление организацией принимается ее основателем-учредителем (на юридическом языке), которыми могут быть физические лица и организации. Если основателей несколько, то организационное решение приобретает форму учредительного договора и наряду с уставом является основой деятельности организации.

В учредительных документах содержатся наименование и место нахождение организации, порядок передачи имущества учредителями, их участие в деятельности, получение вознаграждения, управление и порядок выхода из организации.

С момента регистрации официальные организации приобретают статус юридического лица, который обладает следующими признаками:
• наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества организации, которым оно отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
• обладать самостоятельным бухгалтерским балансом или сметой доходов и расходов, если эта деятельность организации финансируется за счет средств другой организации.

Поскольку имущество организации обычно обосабливается от имущества ее членов (учредителей или участников), то на практике возможны три варианта правовых отношений, складывающихся по поводу имущества:
• имущество находится в собственности организации, а члены остаются владельцами денежного пая (вклада), равного его стоимости. Это характерно для различного рода обществ;
• имущество остается собственностью членов организации, а последней дается лишь право хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имеет место в товариществах или на унитарных государственных предприятиях;
• имущество переходит в собственность организации без закрепления на него прав передающих членов. Это характерно для общественных объединений, благотворительных фондов, ассоциаций и др.

Еще один признак организаций, реализующих свою продукцию и услуги на рынке, по своей экономической сути подразделяет их на коммерческие, основанные на получении прибыли, и некоммерческие, основанные на возмездном удовлетворении членов общества.

Важным признаком организации является также имидж организации (фирмы), который подразумевает образ, складывающийся у клиентов, партнеров и общественности. Его основу составляют стиль отношений и официальная атрибутика (название, эмблема, товарный знак).

Официальная атрибутика настолько важна, что в плане, например, организационно-правовых форм рассматривается в законодательстве. Выбор названия фирмы — дело вкуса ее владельца, но теория и практика управления выработали в данной области следующие принципы:
• с содержательной точки зрения название фирмы может быть именным, предметным или комбинированным;
• название, по возможности, должно быть кратким, красивым, оригинальным и не содержать чрезмерных претензий;
• перестановка букв не должна приводить к негативному толкованию;
• название требует осторожного отношения к сокращениям, аббревиатуре, языковым толкованиям.

Символика фирмы, включающая эмблему и цветовую гамму, должна разрабатываться со вкусом и чувством меры, быть современной и отражать, хотя бы в общих чертах, то, чем занимается фирма. При выходе за рубеж необходимо учитывать национальные традиции соответствующих стран и народов.

Источник: 
Менеджмент. Учебное пособие