Образование и образовательная среда

Большая часть наших современных энциклопедий скажет об образовании примерно следующее:

  • это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней - цензов, стандартов;
  • процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, компетенций в ходе обучения;
  • уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации;
  • система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, компетенций, способов мышления, которыми овладел обучаемый;
  • социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов.

Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений, навыков, компетенций, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат - это характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, компетенций, опыта деятельности и отношений; как система -совокупность преемственных образовательных программ и образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Итак, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций.

В широком смысле слова, образование - процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности... В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому [между поколениями]. В контексте социального прогресса образование, помимо формата передачи социального культурного наследия, позволило человеку изменить отношения с природой, в которой объемы познания и длительность жизни взаимосвязаны.

В обычном понимании образование, в основном, подразумевает обучение и воспитание учеников учителем, обучающихся педагогом. Оно может состоять в обучении языку, математике, истории и другим наукам. Кроме образования в специальных учреждениях существует и самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт, в наше время чрезвычайно распространено и достаточно развито во всем мире дистанционное обучение. Уровень и общего, и среднего профессионального, и высшего образования обусловлен всегда требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, общественными отношениями в стране и мире.

Великий Пифагор, как утверждают легенды, говорил, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его».

Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе», которое означает приведение чего-то к определенной форме.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Кстати, осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызывало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за развитие курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п. Это вопрос сложный и требующий отдельного разговора.

Уже в античности сложились два основных подхода к обучению и образованию: культуросообразность и природосообразность (одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого педагога А. Дистерве-га «О природосообразности и культуросообразности в обучении»).

Сторонники культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят исключительно от старательности (прилежности) обучающегося и от той культурной среды, в которую он «погружен» (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек с книгами, сегодня - компьютеров в аудиториях и дома и т. п.). Существенным разнообразием природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Многие представители данного подхода (к примеру, Т. Д. Лысенко и их последователи в советской педагогике) отрицали сам факт наличия природных способностей к обучению. Характерной особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.

Для успешной работы такого подхода совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих. При нарушении этого требования (что часто прикрывается добрыми намерениями) за счет явного или скрытого противодействия не желающих и/или неспособных учиться успешность обучения начинает падать и при определенных обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения превосходят положительные составляющие. Об этом упоминал даже Я. Коменский (см. выше). Поэтому в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Природособразный подход тоже имеет давнюю историю. Еще в античности было замечено, что способности человека (в том числе, к обучению, например, воинским искусствам) в значительной степени зависят не только от воли, терпения, настойчивости и благоприятных внешних обстоятельств, а неким образом заданы изначально. В соответствии с уровнем знаний того времени этой внешней силе греками было дано название «фатум», «карма», «судьба» и т. д. Или как особое божественное предназначение каждого человека.

Научное объяснение данному явлению было дано сравнительно недавно в связи с успехами генетики, особенно после первой расшифровки генома человека и дальнейших исследований, численно показавших существенное разнообразие генома разных людей, связь генов с наличием и величиной различных проявлений человека. Исходя из подобных наблюдений Марк Квинтилиан советовал при подборе командиров отрядов выбирать более способных юношей, а Я. А. Коменский - обучать школяров в соответствии с их природными способностями, а не только с желаниями учителей или родителей.

Таким образом, при природосообразном подходе к обучению должны ставиться и решаться следующие задачи:

  • определение состава и величины природных способностей каждого учащегося (в том числе, и методом пробного освоения небольшого объема тех или иных знаний);
  • взращивание, воспитание, просвещение, выявление способностей в соответствии с общественными возможностями и потребностями, личными устремлениями и особенностями конкретного учащегося.

В настоящее время общеобразовательные (народные) школы в большинстве развитых стран от США и стран Западной Европы до Японии построены на основе природосообразного подхода.

Многие вопросы воспитания и обучения решаются по-разному (иногда и прямо противоположно) в зависимости от подхода к обучению. Забавно, что сторонники культуросообразности называют обучение «образованием», а природосообразности «просвещением».

В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образования следующей ступени.

Иерархия выглядит следующим образом:

  • начальное образование;
  •  среднее (общее) образование;
  • среднее (полное) образование;
  • среднее (профессиональное) образование;
  • бакалавриат высшего образования;
  • магистратура;
  • аспирантура, интернатура, ординатура, адъюнктура -(при соискании ученой степени кандидата наук);
  • докторантура - при соискании ученой степени доктора наук;
  • дальнейшее профессиональное совершенствование -послевузовское образование.

При этом в разных странах имеются определенные (и существенные) различия в числе уровней данной иерархии. Так, во Франции после 9 лет обучения (неполное среднее) по итогам экзаменов к обучению в 10-12 классах средней школы (фактически, подготовка к вузу) допускается лишь около 30% выпускников 9-го класса. В Японии за счет бюджета обучаются только учащиеся первых 9 классов, а в старших классах за обучение уже взимается плата, что способствует определенному отсеву. В странах Европы достаточно давно принята система бакалавриата, кроме того, по итогам накопительного рейтинга после первых двух лет обучения в вузе нередко отчисляется заметная доля менее успевающих учащихся (в том числе, не имеющих неудовлетворительных оценок).

Вообще, конечно, важна преемственность и системность в сфере образования: среднее специальное образование должно соответствовать профилю высшего образования, высшее образование должно соответствовать профилю постуниверситетского образования в аспирантуре(кандидат наук или доктор философии), первая ученая степень (кандидат наук или доктор философии) должна соответствовать последующей ученой степени (доктор наук). В противном случае необходимо дополнительное профильное образование по отношению к базовому.

Оставим разговор о начальном и среднем образовании за рамками нашего курса и поговорим подробнее о высшем образовании.

В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Эта система является значимой отраслью экономики как источник научных знаний и образованных кадров для всех прочих отраслей.

Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/ординатура/интернатура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к медицинскому образованию, а вместо бакалавров и магистров советские вузы готовили дипломированных специалистов.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья (Италия) министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Необходимость модернизации системы образования нашей страны остро назрела уже в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в., так как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться, использовать внутренние резервы. В результате осуществленных реформ произошло освобождение от идеологического диктата и демократизация российского образования, что позволило стране в сентябре 2003 года присоединиться к Болонскому процессу и вступить в Единое европейское пространство высшего образования. Хотя педагогическая общественность страны разделилась на сторонников и противников Болонского процесса, новые преобразования в отечественном высшем образовании набирают силу.

Распространение положений Болонской декларации в России дает новый импульс модернизации образования с целью:

  •  развития его как открытой    государственно общественной системы;
  • расширения доступности;
  • повышения качества и конкурентоспособности.

Основные цели Болонского процесса
Целями процесса являются:

  • •построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние;
  • достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Основные пункты Болонского процесса:

  • переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены;
  • внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы;
  • оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам;
  • программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы;
  • содействие изучению общеевропейских проблем.

Россия полностью вошла в Единое европейское пространство высшего образования. Наши студенты получают понятные почти в 50 странах дипломы бакалавров, магистров и докторов философии, полноправно участвуют в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов являются обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденного Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО.

Гармонизация структуры высшего образования в рамках Болонской декларации сделала полученное российскими студентами образование понятным и приемлемым для работодателей по всей Европе, для иностранных менеджеров на территории России; студенты получили возможность в течение семестра или года учиться по программам мобильности в зарубежных вузах; они могут корректировать выбор профессии или выбор вуза при переходе с уровня на уровень - из бакалавриата в магистратуру или из магистратуры в докторантуру; студенты могут накапливать академические кредиты и использовать их для получения, например, второго высшего образования и вообще для образования в течение жизни; появились новые возможности для глубокого изучения иностранных языков как в родном вузе, так и в странах, где на этих языках говорят.

Модернизация системы высшего образования разворачивается в условиях трансформации всех сфер общественной жизни России но, к сожалению, до сих пор осложняется значительным несовпадением российской модели с болонским образцом в части продолжительности обучения, квалификационной структуры, направлений и содержания профессиональной подготовки, организации учебного процесса -традиционно российская система высшего профессионального образования была одноуровневой и осуществляла непрерывную подготовку дипломированных специалистов, срок обучения которых, как правило, составлял 5 лет.

Структура образовательной программы строилась с использованием дисциплинарного подхода. Единицей измерения объема работы студентов и преподавателей в России был и пока остается академический час. Основные образовательные программы высшего образования рассчитываются исходя из объема учебной работы студента в неделю и средней аудиторной нагрузки.

В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалитета была введена двухуровневая квалификационная структура (бакалавриат/магистратура). Бакалавров сегодня готовят почти все российские высшие учебные заведения. Вместе с тем, еще не полностью разработаны концепции образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, существуют сложности практического признания этих образовательных степеней отечественным рынком труда (об этом далее).

В настоящее время в российской системе образования осуществляется внедрение систем управления качеством на основе международных стандартов ISO 9000:2000, введение в высших учебных заведениях системы зачетных единиц и европейских приложений к дипломам. Переход к системе зачетных единиц привел к значительным изменениям в образовательном законодательстве, в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов, программ и учебных дисциплин. Правда, по-прежнему еще предстоит разработать нормативно-правовые документы, регламентирующие содержательное наполнение, сопоставимость зачетных единиц, оплату труда преподавателей.

Распространение Болонского процесса в России имеет целый ряд особенностей и ограничений. Они связаны, в первую очередь, с уникальностью российского рынка труда, потребности которого определяет социальный заказ к системе высшего образования.

Специфика российского рынка труда заметно проявляется в его региональном характере и существующей неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях значительно снижены возможности территориальной мобильности выпускников, в то время как потребность в их профессиональной мобильности повышается, что обеспечивается дополнительными образовательными формами. С другой стороны, в условиях экономической нестабильности расширение академической мобильности таит в себе реальную угрозу превращения России в поставщика интеллектуальных ресурсов западноевропейских стран.

Болонская модель базируется на принципах личной ответственности каждого человека за содержание и качество своего образования и предполагает существенную ломку устоявшихся в российской системе высшего образования субъектнообъектных отношений. Столь серьезные грядущие изменения не нашли полного понимания среди российского образовательного сообщества.

Преимуществами российской системы образования традиционно считались и считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Потерю этих характеристик российские оппоненты Болонского процесса связали с сокращением нормативных сроков обучения, переходом к системе зачетных единиц. Кроме того, опасения, что внедрение Болонской модели приведет к утрате специализаций, развалу кафедр и научных школ, сокращению занятости преподавателей, вполне реальны.

Известно, что образование играет особую роль в утверждении национального самосознания и культурной самобытности каждого народа, его самоидентификации. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и приоритетах, имеет глубокие исторические корни и практически всегда формируется с учетом российской ментальности. Высокая социальная значимость сферы образования не позволяет превращать ее в площадку для необдуманных экспериментов, хотя экспериментирование идет и идет, не прекращаясь практически с 1985 года и до сих пор, что заметно, скажем в бесконечной смене стандартов.

Так что развернувшиеся в европейской системе образования интеграционные процессы должны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем, обязательного сохранения их культурной самобытности, гарантией чего является добрая воля всех стран-участниц Болонского процесса.

В настоящее время в России выпускаются и специалисты, как в Германии, и бакалавры, и магистры. Специалисты, в отличие от дипломированных специалистов, и магистры считаются выпускниками второй ступени высшего образования, они получают высшее профессиональное образование (магистры -углубленное высшее профессиональное образование), а бакалавры получают высшее образование (более специализированное), они, как и дипломированные специалисты, поступавшие в вузы до 2011 года (сейчас приема на программы подготовки дипломированных специалистов нет, остались только программы подготовки специалистов), считаются выпускниками первой ступени высшего образования.

Основными учреждениями высшего образования являются университеты, академии, военные училища, а за рубежом еще и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам и адъюнктам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена ученая степень. На последнем этапе обучения специалисты, магистранты, аспиранты, адъюнкты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или ученой степени зависит от результатов научной работы.

Высшее образование - верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трехуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. В отличие от общего, в развитых странах высшее образование не является ни всеобщим, ни бесплатным.

Сверхвысшее профессиональное образование - система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система - часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень. В Западной Европе и Северной Америке, а также в некоторых странах СНГ термины послевузовское образование или последипломное образование (graduate    education,    postgraduate education),    относятся к академическим степеням магистра и доктора философии. В настоящее время продолжаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.

Аспирантура - форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию ученой степени кандидат наук; специализированное подразделение высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации - кандидатов наук.

Докторантура - форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию ученой степеней доктора наук; специализированное подразделение высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации - докторов наук.

Теперь несколько слов об отраслях нашего образования.

  • архитектурное образование - подготавливает квалифицированных работников, которые на профессиональной основе осуществляют архитектурное проектирование, включая проектирование зданий, в том числе, разработку объемно планировочных и интерьерных решений;
  • психологическое образование - процесс обучения работников, которые занимаются изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения;
  • горное образование - целью обучения здесь является повышение эффективности деятельности организаций недропользователей на основе изучения научных достижений, прогрессивных технологий в области горного дела и геологии, методов управления, изменений в законодательной и нормативно-правовой базе, а также передового опыта организации геологических, маркшейдерско-геодезических и иных видов горных работ;
  • естественнонаучное образование включает в себя широкие направления и области естественно-научного знания -физики, химии, биологии, описывающих структурные, функциональные, количественные и последовательные причинно следственные связи материальных объектов и систем материальных объектов в поле времени-пространства среды их нахождения;
  • химико-технологическое образование - система овладения в учебных заведениях знаниями по химии и химической технологии, способами применения их к решению инженерно технологических и исследовательских задач;
  • радиотехническое образование имеет целью подготовку инженеров и техников по радиотехнике, электронике и электрической связи для промышленности, транспорта и связи, научных учреждений, организаций и учреждений культуры;
  • транспортное образование - система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, промышленного и городского);
  • строительное образование - отрасль технического образования, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих различного профиля по конструированию, исследованию, технологии производства, испытанию и эксплуатации машин, приборов, аппаратов, оборудования и др.;
  • математическое образование - система подготовки профессионалов высшей квалификации для научно исследовательской и преподавательской работы в области математики и смежных с ней отраслей науки, техники, экономики, промышленности и сельского хозяйства;
  • энергетическое образование - система подготовки профессионалов по энергетике: тепло-, гидро-, электроэнергетике и энергомашиностроению для различных отраслей народного хозяйства, а также по электротехнике и другим видам техники, занимающимся производством, преобразованием, передачей, распределением и потреблением энергии в различных ее формах;
  • сельскохозяйственное образование - система подготовки работников высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства;
  • медицинское образование - система подготовки и усовершенствования врачей и провизоров, среднего медицинского персонала и научно-педагогических медицинских кадров;
  • музыкальное образование - система подготовки профессионалов в области музыкального искусства - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижеров хора и оркестра) и педагогов;
  • художественное образование - система подготовки профессионалов в области изобразительного искусства - живописцев, графиков, скульпторов и реставраторов;
  • историческое образование - система подготовки педагогических и научных кадров в области истории;
  • педагогическое образование - система подготовки педагогических кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной школы и др. учебно-воспитательных учреждений в педагогических институтах, училищах и университетах; в широком смысле - подготовка педагогических и научно-педагогических кадров для учебных заведений всех типов, включая профессионально-технические, средние специальные и высшие;
  • военное образование - подготовка кадров для различных видов вооруженных сил, родов войск и специальных войск;
  • юридическое образование - получение совокупности знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых дает основание для профессионального занятия юридической деятельностью, а также система подготовки профессионалов-юристов в юридических учебных заведениях;
  • экономическое образование - подготовка профессионалов по планированию, учету, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности;
  • духовное образование готовит служителей религиозных культов;
  • бизнес-образование - получение необходимых теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы в сфере бизнеса;
  • журналистское образование - система подготовки литературных сотрудников газет, журналов, радиовещания и телевидения, редакторов массовой литературы.

Несколько слов об основных научных направлениях в сфере образования (выше мы говорили о них как разделах педагогики - теперь уточним это именно с точки зрения науки).

  • Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
  • Андрагогика - научная дисциплина, предметом которой является теория и технология обучения взрослых.
  • Дефектология - раздел педагогической науки, изучающий вопросы воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
  • Дидактика - раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков, компетенций и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.
  • Дидактическая эвристика - теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики - науки об открытии нового.
  • История педагогики - отрасль педагогики, раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи, разных стран и народов.
  • Коррекционная педагогика - область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социальнопсихологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей.
  • Методология педагогики - обеспечивает наиболее правильные и точные представления об общих законах развития объективного мира, а также о месте и роли в нем тех педагогических феноменов, которые она изучает.
  • Методика обучения - некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных педагогических действий.
  • Неформальное образование - любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования.
  • Педагогика - наука о воспитании и обучении человека.
  • Педагогическая инноватика - раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
  • Педагогическая психология - раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.
  • Педология - направление в науке, ставящее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребенка.
  • Психология - гуманитарная наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.
  • Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
  • Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
  • Специальная психология - область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
  • Сравнительная педагогика - наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах.
  • Сурдопедагогика - раздел сурдологии, изучающий проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами.
  • Управление образованием - регулирование общественных отношений в области воспитания, обучения, профессиональной и научной подготовки.
  • Философия образования - область философского знания, имеющего своим предметом образование.

Если говорить о практике образования, то можно выделить следующее:

  • организация учебного процесса - это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования;
  • педагогические технологии - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок;
  • семейное образование - форма получения образования в нашей стране, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы и с ежегодной аттестацией;
  • частное (негосударственное) обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения;
  • электронное обучение - система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий;
  • дистанционное обучение - взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий    или другими средствами, предусматривающими интерактивность;
  • стандарт образования (образовательный стандарт) -система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Основными единицами являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом образования, принимаются в качестве эталона при оценке качества основных сторон образования. В РФ является основным нормативным документом. В высшем образовании сегодня введен Федеральный государственный образовательный стандарт, условно называемый ФГОС-3++;
  • самообразование представляет собой способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения;
  • экстернат - одна из альтернативных форм индивидуального обучения, при которой учащийся самостоятельно изучает содержание учебной программы согласно учебному плану, а затем, по итогам промежуточных аттестаций, допускается к экзаменам или итоговым аттестациям. Обучающихся посредством данной формы обучения называют экстернами.
Источник: 
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 303 с.
Материалы по теме
Виды дополнительного профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Общее понятие о системе образования
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Государственная политика в области образования
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Швейцария: элитное высшее образование
...
Возникновение и содержание концепции непрерывного образования
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Сущность и структура процесса профессионального воспитания
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Образование как социальный феномен
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Образование как социальный институт
Деркача А.А., Социальная психология
Оставить комментарий