Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ

Общеметодологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ, по поручению которого Министерство финансов РФ, разрабатывает стандарты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета. Таким образом, законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства РФ и состоит из федерального закона, раскрывающего правовые и методические основы порядка ведения бухгалтерского учета в российских организациях, и документов, излагающих правила предоставления полной и достоверной информации по конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом.

Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Закону о бухгалтерском учете. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Закона о бухгалтерском учете, имеют приоритет. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представлена в табл. 3.1.

К первому уровню системы нормативного регулирования учета относятся: Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Закон о бухгалтерском учете; Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»; План Министерства финансов Российской Федерации России на 2012—2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 30.11.2011 № 440; Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107; приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н «О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» и др.

Таблица 3.1
Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Уровень  регулирования Источники регулирования Нормативные  документы Область воздействия
I. Законодательный Государственная Дума и Правительство РФ Федеральные законы, кодексы, указы, постановления Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения учета
II. Нормативный Минфин России, Банк России и др. органы исполнительной власти Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) - федеральные стандарты учета Регулируют общие принципы организации и ведения учета и отчетности; порядок учета отдельных объектов
III. Методический Минфин России; министерства, ведомства и агентства; органы исполнительной власти План счетов и инструкция по его применению; положения, методические рекомендации, указания, инструкции Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации
IV. Организационный Руководитель, главный бухгалтер, управленческий персонал организации Приказ об учетной политике; рабочие документы организации по учету Выбор форм и методов ведения учета и отчетности исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки специалистов по учету

Закон о бухгалтерском учете состоит из четырех глав и 32 статей. В первой главе «Общие положения» обозначены цели и предмет закона (ст. 1); его сфера действий (ст. 2); основные понятия, применяемые в законе (ст. 3), и уточнено законодательство РФ по бухгалтерскому учету (ст. 4).

Во второй главе «Общие требования к бухгалтерского учету» приведены объекты бухгалтерского учета (ст. 5); уточнены обязанности по ведению бухгалтерского учета (ст. 6); обозначены правила организации бухгалтерского учета (ст. 7); утверждены принципы учетной политики организации (ст. 8); порядок применения основных методических приемов бухгалтерского учета — первичных документов (ст. 9); учетных регистров (ст. 10); инвентаризации активов и обязательств (ст. 11); денежного измерения объектов бухгалтерского учета (ст. 12). Статьи 13—18 посвящены бухгалтерской (финансовой) отчетности: общим требованиям к ней (ст. 13), составу (ст. 14), отчетному периоду и отчетной дате (ст. 15), особенностям составления отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. 16, 17), ее обязательному экземпляру (ст. 18). Статья 19 определяет правила организации и осуществления внутреннего контроля.

В третьей главе «Регулирование бухгалтерского учета» изложены основные принципы (ст. 20), документы в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21), субъекты регулирования бухгалтерского учета (ст. 22), функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 23) и субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 24). Статьи 25—28 посвящены вопросам разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета.

В четвертой главе «Заключительные положения» представлен порядок хранения документов бухгалтерского учета (ст. 29), выделены особенности применения Закона (ст. 30); указано на признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ (ст. 31) и на вступление в силу настоящего Федерального закона с 01.01.2013 (ст. 32).

Наряду с Законом о бухгалтерском учете особое место занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета), которое ввиду его значимости подвергается постоянной переработке. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и включает шесть разделов.

В разд. I «Общие положения» определены порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. В разд. II «Основные правила ведения бухгалтерского учета» изложены требования к ведению бухгалтерского учета. В разд. III «Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности» указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности. В разд. IV «Порядок представления бухгалтерской отчетности» указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм. В разд. V «Основные правила составления сводной отчетности» излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм. В разд. VI «Хранение документов» определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

Ко второму уровню системы нормативного регулирования учета относятся федеральные стандарты, которые можно определить как свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Федеральные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета.

В 1998 г. Правительство РФ утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, наметившую основные направления совершенствования российской системы учета, в том числе: формирование нормативной базы, методическое обеспечение, совершенствование нормативно-правового регулирования, подготовку и повышение квалификации специалистов по бухгалтерскому учету, международное сотрудничество1. В рамках данной программы на базе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) до настоящего времени Минфин России разработал 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие правила ведения учета имущества и обязательств и предусматривающие следующие элементы:

  • название, номер и реквизиты приказов об утверждении и изменений;
  • общие положения: сфера применения и условия признания объекта учета;
  • основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
  • различные виды применяемых оценок по объекту учета;
  • порядок учета наличия и изменения объекта учета;
  • состав информации, подлежащий раскрытию в отчетности.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) условно делятся на три группы (см. Приложение 2):

  • стандарты, раскрывающие правила учета активов и обязательств организации (ПБУ 3/2006, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007, ПБУ 15/2008, ПБУ 17/02, ПБУ 19/02);
  • стандарты, раскрывающие правила учета финансовых результатов организации (ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 2/2008, ПБУ 13/2000, ПБУ 18/02);
  • стандарты, раскрывающие правила формирования бухгалтерской отчетности и информации об организации, приводимой в ней (ПБУ 1/2008, ПБУ 4/99, ПБУ 7/98, ПБУ 8/2010, ПБУ 11/2008, ПБУ 12/2010, ПБУ 16/02, ПБУ 20/03).

Третий уровень нормативного регулирования, в том числе методические рекомендации и инструкции, призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами. Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н для коммерческих организаций (далее — План счетов). При принятии учетной политики на его основе организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, учитывающие требования своевременности и полноты учета и отчетности и особенности работы конкретной организации.

Ведение бюджетного учета осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Рабочие документы организации, представляющие четвертый уровень, определяют особенности ведения учета в конкретных условиях и включают:

  • стандарты экономического субъекта;
  • приказ об учетной политике организации;
  • рабочие документы по учету и контролю активов, затрат, капитала и обязательств;
  • иные документы, определяющие порядок организации документооборота;
  • формы учетных регистров и внутренней отчетности и т.п.

Законом о бухгалтерском учете установлены основные типы стандартов регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации (табл. 3.2).


Представленные в таблице документы, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации, свидетельствуют о том, что основная система нормативных актов сформирована и успешно работает на протяжении более чем двух десятилетий. Однако процесс реформирования российской учетной системы продолжается. В данном контексте с 1 января 2017 г. вступили в силу многие изменения, внесенные приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету».

Следует отметить, что все поправки и изменения, внесенные приказом Минфина России от 16.05.2016 № 64н, не содержат обязательных требований, а следовательно, решение об их использовании организация принимает самостоятельно. Если организация решит применять вышеназванные способы упрощения бухгалтерского учета, это необходимо закрепить в учетной политике. Однако прежде, чем использовать упрощения, необходимо взвесить «за» и «против», поскольку от порядка признания указанных расходов зависят финансовые результаты, показатели бухгалтерской отчетности, а также величина чистых активов организации.

В данном случае руководству организации следует определить, целесообразно ли применять вновь введенные изменения. Многие специалисты наряду с преимуществами начали выделять и недостатки указанных изменений, вытекающие из сложившегося порядка учета данных объектов: искажение в бухгалтерской отчетности сведений о финансовом положении организации; путаница с остатками товарно-материальных ценностей; риск уплаты штрафов за грубые ошибки в бухгалтерском учете и др.

Последние нововведения в сфере бухгалтерского учета касаются также разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016—2018 гг. согласно приказу Минфина России от 23.05.2016 г. № 70н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016—2018 годы». Суть программы реформирования нормативных документов в сфере бухгалтерского учета касается разработки и внедрения совершенно новых стандартов бухгалтерского учета, например «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Учет аренды», «Финансовые активы и обязательства», «Реорганизация юридических лиц» и пр. Кроме того, предстоит внести изменения в ранее действующие положения по бухгалтерскому учету, например в положения «Учетная политика организаций», «Учет государственной помощи» и пр.

На проектном этапе специалисты выделяют ряд неувязок и противоречий в размещенных на сайте Министерства финансов РФ стандартах с действующей системой бухгалтерского учета. Так, например, согласно проекту федерального стандарта «Учет аренды» предлагается учитывать предмет аренды как актив. В то же время в действующем Плане счетов нет специального счета для отражения данного рода актива. Кроме того, все разрабатываемые проекты стандартов предполагают принцип дисконтирования, что требует специальных экономических знаний, навыков и умений и предъявляет к бухгалтеру более высокие требования. Соответственно, вступление в силу новых федеральных стандартов, скорее всего, повлечет за собой не просто изменения в конкретных аспектах учета, а системно поменяет ведение бухгалтерского учета в России.

В этой связи представленные в настоящем учебнике результаты проведенных научных и практических исследований подтверждают необходимость совершенствования нормативного регулирования учета, в том числе в части уточнения концептуальных основ учета имущества и обязательств, развития регламентаций по учету конкретных их видов и совершенствования требований к отражению информации об имуществе и обязательствах организаций в отчетности. Для совершенствования концептуальных основ бухгалтерского учета необходимо также уточнить базовые подходы к оценке имущества и обязательств с учетом требований МСФО. Развитие регламентаций по учету конкретных видов имущества и обязательств связано с разработкой новых и изменением действующих ПБУ в целях совершенствования правил их учета. В рамках совершенствования требований к отражению в отчетности информации об имуществах и обязательствах основное внимание должно быть уделено обеспечению более высокой степени достоверности и полноты информации о них в отчетности и сближению — в данном контексте ПБУ и МСФО.

Ключевые слова: Бухучет, Россия
Источник: Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Серия: Профессиональное образование).
Материалы по теме
Реформирование и развитие бухгалтерского учета и отчетности в России
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Суть бухгалтерского учета
С. М. Бычкова, Н.Н. Макарова, БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО
Объекты и метод бухгалтерского учета
С. М. Бычкова, Н.Н. Макарова, БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО
Организационная структура бухгалтерской службы
С. М. Бычкова, Н.Н. Макарова, БУХГАЛТЕРСКОЕ ДЕЛО
Историческое развитие бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Цели бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Функции бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Задачи бухгалтерского учета
Теория бухгалтерского учета, Захарьин В.Р. Учебник
Оставить комментарий