НЛП (нейролингвистическое программирование): характеристика, методы психотерапии

Основоположники метода NLP — Р. Бэндлер и Д. Гриндер. В основу концепции NLP легли представления о рациональном сознании как о своеобразном наборе программ и моделей поведения, «а-ля компьютер». Основной постулат NLP: все виды поведения представляют первоначально наилучший, с точки зрения индивида, вариант выбора. Данный тезис авторы рассматривают более детально:

  • у каждого поведения есть положительное намерение;
  • если человек обнаружит лучший способ достижения цели, он им воспользуется;
  • гибкость поведения сама по себе полезна (адаптивная);
  • ресурсы, необходимые для достижения успеха, всегда можно найти в жизненном опыте человека.

Таким образом, вновь и вновь повторяя неадекватные модели поведения и не достигая при этом поставленной перед собой цели, человек попросту не знает лучшего способа, каким образом получить то, чего он так хочет. Образно говоря, он тупо бьется лбом в стену. Когда-то в его прошлом опыте такая модель в приблизительно такой же ситуации оказалась эффективной, и потому человек пока не хочет ее менять. Его «эго» удобнее оставаться консерватором до тех пор, пока обстоятельства не вынудят индивида измениться. Или он осознанно пожелает сделать это сам. К счастью, человек может изменить свои взгляды на мир, свое поведение и в значительной степени себя самого. Технологией таких изменений выступает прием рефрейминга (см. ниже).

Информация, попадающая в сознание, претерпевает многозвенные этапы кодировки и перекодировки, в ходе которых отчасти искажается. Иными словами, информация проходит фильтры мировосприятия и мировоззрения личности (фильтры масок-ролей, фильтры «эго»). Таким образом, к любому индивиду информация попадает всегда в искаженном виде. Элементы искажения, по сути, представляют пищу для формирования человеческих комплексов. Чем больше различий между пониманием окружающего мира и реальностью, тем больше внешних и внутренних проблем у индивида. Для лучшей иллюстрации этого факта в NLP использовали образ «карты и территории», указывая, что территория и ее карта — не суть одно и то же. В качестве демонстративного курьезного примера можно попросить ответить на вопрос: «Сколько дней рождения у человека, дожившего до 80 лет?» Правильный ответ — «один», хотя многие неосознанно смещают смысл вопроса и считают, сколько дней рождения отпраздновал человек, доживший до 80 лет.

Информация поступает в организм разными путями, или каналами информации, и обрабатывается разными системами. Их еще называют репрезентативными системами. Сюда относят систему визуальной, аудиальной, кинестетической, логически-рациональной и др. обработки информации. Обычно при упоминании о репрезентативной системе в контексте понимают ту (или те) из них, в которых лучше всего воспринимается информация данной личностью. Высший уровень обработки информации дает логически-рациональная (в оригинале — аудиально-дигитальная) система. Большинство лиц с высоким уровнем интеллекта нередко прибегают именно к ней.

При любом пути поступлении информации в сознание важное значение приобретают нюансы, не подлежащие научному анализу и остающиеся за скобками научного исследования; это - внешний вид, мимика и поза индивида, его интонация, акценты и паузы в предложениях, звук голоса и звучание слов, а также многие другие неуловимые, но значимые моменты.

Поскольку большая часть осознанной коммуникации происходит вербальным путем, особое значение следует уделить контексту слов. Эти знания относятся к так называемой лингвистической психологии. Оказывается, многие слова несут на себе отпечаток той системы, которая преимущественно используется данной личностью. Их называют «предикаты» (указатели). Ниже перечислены типичные примеры.

>    Визуальная коммуникация:
бросить взгляд, воображать, увидеть, демонстрировать, излучать, изображать, всматриваться, внешний вид, представлять, наблюдать, яркий, сверкать, мрачный, любоваться, в облике, мне кажется, нарисовать картину, представить в выгодном свете, получить представление, туманная мысль, ясная точка зрения и т.п.

>    Аудиальная коммуникация:
говорить, слышать, болтать, жаловаться, обсуждать, сплетничать, рассказать, спорить, тишина, шум, шорох, ворчать, громко, тихо, петь, вопить, визжать, дать отчет, манера речи, озвучить мнение, по правде говоря, поговорить по мужски, сделать выговор, быть услышанным и т.п.

>    Кинестетическая коммуникация:
чувствовать, двигаться, дрожать, больно, ранить, сила, тепло, трогать, нести, держать, давить, обнимать, гладить, озноб, поджать губы, тревожный момент, прийти к пониманию, начать сначала, жаркий спор, достучаться, ухватиться за мысль и т.п.

>    Обонятельно-вкусовая коммуникация:
горький, сладкий, привкус, зловонный, пахнуть и т.п.

>    Логически-рациональная (аудиально-дигитальная) коммуникация:
знать, подумай, бессмысленно, понятно, принимать во внимание, размышлять, смысл, считать, учиться, думать, хороший, плохой, вопрос и т.п.

Эмпирически подмечено: если люди при общении друг с другом задействуют разные репрезентативные каналы информации, эффективность коммуникации резко снижается. Смысл сообщений теряется для каждой из сторон. Это напоминает разговор слепого с глухим. Таким образом, если психолог хочет понять своего клиента и быть услышанным им, он должен задействовать адекватный для клиента канал информации. Технически это сделать достаточно просто. Психологу необходимо: а) выяснить излюбленный (ведущий, основной) канал информации, используемый клиентом; б) использовать в разговоре с клиентом адекватные его каналу информации слова-предикаты. Таким способом он подключается к удобной для клиента репрезентативной системе коммуникации.

Авторы теории NLP выяснили, что язык тела, в частности движения глаз, достаточно ясно указывают на то, какой канал информации (визуальный, аудиальный, кинестетический или логически-рациональный) задействован в текущий момент, и какой можно отнести к основному, ведущему средству коммуникации. Ниже приведены расшифровка направленности неосознанного движения глаз (табл. 8) и рисунок для запоминания.


Теория — одно, практика — иное. Этот тезис в полной мере относится к представленным закономерностям движения глаз; жизнь показала, что довольно часто встречаются несоответствия. Уточнить индивидуальные связи движений глаз с репрезентативными системами помогают контрольные вопросы. Их следует задавать непринужденно и всегда неожиданно. Такой прием обнаруживает естественные движения глаз, убирая возможный элемент сознательного контроля. Вот примеры таких вопросов (первый относится к воспоминанию, последующие — к конструированию новых образов).

  • Визуальное воспоминание: какой предмет интерьера вам запомнился при входе? Визуальное конструирование: представьте себе пятнистого пингвина в жаркой саванне.
  • Аудиальное воспоминание: вспомните голос вашей мамы, вспомните звучание органа. Аудиальное конструирование: как будет звучать ваша любимая мелодия на скрипке под завывание ветра?
  • Кинестетическое воспоминание: какие ощущения вы пережили, входя в холодное море? Кинестетическое конструирование: попытайтесь ощутить кислый вкус лимона во рту с привкусом клубники.
  • Логически-рациональное восприятие «здесь и сейчас»: попробуйте сравнить и выявить разницу в своих ощущениях при выполнении двух упражнений. Руки за спиной. Сжимайте в кулак правую руку, одновременно расслабляя левую ладонь. Затем сделайте наоборот: сжимайте в кулак левую руку, одновременно расслабляя правую ладонь. Логически-рациональное конструирование: изобразим спор. Например, вы утверждаете, что поверхность стола выпуклая. Назовите пять весомых причин, по которым следует признать вашу правоту.

В вопросах, да и в разговоре вообще, важно использовать точные слова, относящиеся именно к исследуемой репрезентативной системе. Так, будет неправильной формулировка вопроса на аудиальное конструирование: «представьте себе звуки скрипки на улице», поскольку «представьте» адресует к зрительному, а не слуховому образу.

Серьезным достижением теории NLP следует считать открытие феномена номинализации. Под ним понимают вербальное отражение замены в сознании динамической функции процесса (движения) на устойчивую функцию состояния объекта (статику). Примеры номинализации: «болеть (процесс) — болезнь (состояние), любить — любовь, бояться — страх и т.п.» Факт номинализации свидетельствует об образовании в психике некоего устойчивого образования. Оно представляет надстройку над основным психическим процессом. Порой ее надо разрушить, чтобы помочь личности осознать свою проблему. Для этого следует осознать (а в последующем — изменить) вербальные представления о проблеме. Установлено, что сам элемент контроля клиента над своей речью и замена им номинализированных («вторичных») слов их первичным эквивалентом (отражающим процесс, а не устойчивое образование) позволяют на практике добиться заметного психокоррекционного эффекта.

Другим удачным наблюдением в NLP явилось понятие пресуппозиции. Термин пресуппозиции может быть дословно переведен как преутверждение. Речь идет об оригинальном лингвистическом приеме. В высказывании делается важное (концептуальное) допущение о чем-то как о свершившемся факте. Фраза строиться так, чтобы допущение по смыслу увязывалось со всей фразой. Логически выражение становится истинным лишь при условии действительности допущения, превращения допущения в констатацию факта. Пример: «ощущения, которые вы испытаете, погрузившись в транс (погрузившись в транс — допущение), несомненно, вам понравятся». Действия, ощущений и результатов еще не произошло. Но если они произойдут, то просто обязаны понравиться. Пример более «скрытного» послания: «в путешествии по своим воспоминаниям (допущение) вы встретитесь с неожиданными для вас вещами, сможете по-новому взглянуть на свое прошлое». В принципе, любая мысль, адресованная в будущее, и предполагающая завершенность действия, является пресуппозицией.

В методе NLP, как правило, избегают глубоких форм транса, предпочитая им мягкое вербальное сопровождение. Оно позволяет психике клиента максимально раскрепоститься. В трансе прибегают к так называемому трансдеривационному поиску. Психотерапевт предлагает клиенту только направление поиска, оставляя свободу действий его сознанию и подсознанию. Индивид произвольно (свободно) соотносит слова психотерапевта с глубинными переживаниями своего незавершенного (термин гештальттерапии) опыта. В таком подходе особая роль придается процедуре визуализации. Под визуализацией понимают мыслеобразное представление индивида о некоем заданном объекте (ситуации, личности и т.п.). Возникающие образы и картины извлекают из базы памяти подсознания причудливые воспоминания, часто неожиданные для индивида и являющиеся для него полным откровением. Осознание сути визуализаций, связанных с ними эмоций и нового видения ситуации иногда приводит индивида по окончании транса к состоянию «мягкого» инсайта (откровения без выраженного аффекта, но все равно с потрясением).

В теории NLP выведены понятия фрейма и рефрейминга.

Фрейм («калька» с англ.) означает форму, контейнер, в котором находится некая информация. В принципе, фрейм и его содержимое достаточно тесно связаны между собой. Можно сказать, что содержание связано с фреймом контекстуально. Вполне естественно, что каждый фрейм имеет собственные характеристики. Типичные примеры фреймов: фреймы времени (взгляд на прошлое «из прошлого», взгляд на прошлое «из нынешнего»), фреймы предположения «если бы». Уместно заметить, что смысл фрейма идентичен, по сути, концепции «точки сборки (К. Кастанеда). Меняя характеристики фрейма (точку сборки), можно изменить осознание содержимого фрейма. Такой процесс получил название рефрейминга.

Рефрейминг — термин, подразумевающий изменение характеристик фрейма. Вслед за изменением формы меняется и содержание (сама информация). Пользуясь понятными терминами программирования, происходит загрузка новой программы (откорректированного приложения). В контексте теории NLP рефрейминг подразумевает изменение личностной истории. Как следствие, меняется личностная организация (мировосприятия и мировоззрения). Технически схема рефрейминга выглядит примерно так.

Вначале следует установить контакт (рапорт) с клиентом в форме ответа «да/нет» на вопросы психотерапевта. Вместо словесного «да/нет» лучше предварительно договориться с клиентом об определенном знаке, например легком подъеме пальца или легком сжатии руки психотерапевта.

При введении в трансовое состояние активно используется прием «детские ощущения счастья». Важно удостовериться в надежности контакта (рапорта). Затем психотерапевт мягко переходит к основной задаче сеанса. Он предлагает клиенту визуализировать легко переживаемый аналог проблемной ситуации. Психолог предлагает скорее алгоритм действий, нежели сами действия. Например, «вы можете, если захотите, представить...»; «вслушайтесь в свои ощущения, может быть, они.» и т.п.

Далее психотерапевт предлагает клиенту представить некую личность, очень похожую на самого клиента, которая бы в проблемной ситуации повела себя иначе. Фактически он помогает создать новую, адекватную модель поведения. В теории NLP этот этап так и называется: создание альтернативной модели поведения.

Затем следует этап наблюдения за своими визуализациями, свыкания с новыми переживаниями виртуальной личности. Очень важно подчеркнуть момент разделения — отделения (разотождествления, диссоциации) себя от воображаемой личности.

Следующий этап — отождествление себя с воображаемым эталоном поведения, полное сливание с новым образом. Образно говоря, клиент должен «войти в фильм», чтобы самому испытать на себе новые ощущения и свыкнуться со своим новым образом. Этот элемент как никакой другой лучше отвечает принципу «сделай себя сам!».

Последний момент — синхронизировать свои ощущения с будущим, проще говоря, представить себя новым в своем новом будущем.

В данной схеме необходимо предусмотреть еще один важный элемент, известный под названием «якорь» и «якорение» (процедура установления «якоря»). Под якорем в NLP понимают любой элемент реальности, связывающий личность с определенной ситуацией и определенным состоянием. Речь идет о хорошо известном феномене, описанном И. Павловым как условный рефлекс. На практике психотерапевту важно увязать в сознании клиента либо некий кинестетический знак (например, сжатие руки или плеча клиента), либо некий звук (слово, фраза) с текущим состоянием клиента. В качестве текущего состояния обычно используют ощущения безопасности и уверенности. Такое «якорение» позволяет в случае необходимости легко и быстро вернуть сознание клиента в текущую реальность, не позволить процедуре транса (гипноза) выйти из-под контроля.

Вариант модели рефрейминга для лечения фобии (методика пересмотра)

  • Установить «ресурсный якорь», связав воспоминания счастливого и безмятежного детства с кинестетическим знаком и/или аудиальным знаком.
  • Попросить клиента представить пустой экран.
  • Попросить клиента представить личность, похожую на него, смотрящей на этот пустой экран (техника разотождествления, или диссоциации).
  • Попросить клиента мысленно «прокрутить кинопленку» травмирующей ситуации от начала до появления четкой тревоги (не далее!).
  • Попросить клиента сделать то же в обратном порядке (от конца — к началу).
  • Попросить клиента одновременно видеть реакцию личности, смотрящей на этот фильм (вновь феномен разотождествления, или диссоциации)
  • Попросить клиента несколько раз в ходе фильма при нарастании тревоги очистить экран, «побелив» картинку. Обратить внимание на реакцию личности, смотрящей кино.
  • Попросить клиента слиться с личностью в момент очистки экрана и исчезновения тревожных ощущений (техника идентификации).
  • Попросите вновь повторить технические приемы пп. 4-7, но на этот раз в слившемся с личностью образе (техника идентификации). Предложите сделать то же в ускоренном темпе в течение 2-3 секунд, заканчивая образом белого экрана и переживанием безопасности и комфорта. Смысл задания — научиться управлять своими эмоциями, «привязав» их к визуальному тренингу поведения.
  • Предложить клиенту пройти процедуру проверки. Представить проблемную ситуацию в будущем и нового себя в ней, способного легко и просто справляться со своими эмоциями. Обратить внимание на новый взгляд на ситуацию. Ощутить ее совершенно иной, безопасной для себя (элемент синхронизации с будущим).

В методике пересмотра возможны варианты. Так, предложите по ощущениям замедлять развитие событий, вплоть до полной остановке на субъективно переживаемом кадре. При этом важно следить за дыханием - оно должно быть плавным, спокойным, глубоким и полным. Важно уметь растянуть временный этап, пока вы возвращаетесь, двигаетесь к ядру тревожного события. Еще: всегда старайтесь смотреть на «того себя» с симпатией, с благосклонностью, понимая, что в ситуации «до события» тот человек делал лучшее, что тогда мог. Определите, как сторонний наблюдатель, что потребуется вашему двойнику, чтобы успешно действовать в последующей ситуации. Полезно описать необходимые ресурсы (внешние средства и внутренний настрой, которые позволят положительно решить трудную и тревожную ситуацию). Дополнительные возможности рефрейминга - передача своему двойнику необходимых ресурсов. Это надо сделать уверенно и решительно! Передавайте двойнику новую энергию, собранность, решительность, находчивость, самообладание, юмор и т.п. до тех пор, пока не ощутите, что ваш двойник стал полностью соответствовать новому образу! А теперь снимите новое кино с успешным «хэппи эндом»! Непременно просмотрите его несколько раз! Будьте свободны в своем творчестве, к примеру, для передачи ресурсов (помощи), введите в картину новых действующих лиц.

И последнее. В случае неуправляемого в ходе транса состояния тревоги психолог обязан оказать поддержку клиенту. При помощи якоря и вербального сопровождения он возвращает сознание клиента в нужное состояние комфорта и безопасности.

Один из интересных вариантов рефрейминга для коррекции боязни и скрытой агрессии сводится к простому приему. Надо представить и ощутить себя сильным. Затем твердо высказать свое намерение прямо в лицо своему невидимому, но хорошо представляемому оппоненту. Можно даже командно прикрикнуть на него. Согласно отдельным исследованиям, этот прием в 96 % случаев дает нужный эффект.

Ключевые слова: НЛП
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Подстройка и ведение
НЛП. Навыки аффективного лидерства
Что такое НЛП
Бубличенко М.М. - Гипнотические приемы в общении
Техники воздействия в НЛП
Бубличенко М.М. - Гипнотические приемы в общении
Субмодальности
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Принципы НЛП
Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии
Кинестетические трансы
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Рефрейминг
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Идеи НЛП
Линде Н.Д., Основы современной психотерапии
Оставить комментарий