Принципы НЛП

НЛП построено на двух фундаментальных принципах, предложенных Дилтсом. Первый из них гласит – карта не есть территория. Человек никогда не может постичь всей полноты действительности, как бы он этого не хотел, повторяет постулат древних греков о том, что знание рождает незнание. То, что мы видим и познаем, является лишь нашим восприятием этой действительности. Первоначально мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные репрезентативные системы. И именно наши «карты действительности», а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл. То есть, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, или останавливаться, а наше отражение этой действительности.

Таким образом:
1. Человек реагирует на свое собственное восприятие реальности.
2. Каждый человек обладает своей собственной, индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта, то есть отражение мира не является более «подлинной» или «настоящей», в сравнении с другой.
3. Смысл коммуникации независимо от намерений коммуникатора заключается в реакции, которую она вызывает.
4. Наиболее адекватные карты – это те, которые предоставляют более широкий и богатый выбор возможностей, а не те, которые являются наиболее «подлинными» или «точными»;
5. Люди обладают всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.
6. Любое поведение, даже неправильное, по оценке внешнего наблюдателя, представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, поскольку оно исходит из возможностей и способностей конкретного человека, определяемых его моделью мира.
7. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.

Второй принцип исходит из понимания того, что жизнь и сознание являются системными процессами.

Человек как система развивается и действует основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараясь прийти в состояние оптимального равновесия, устойчивости. Следовательно:
1. Процессы, происходящие как в самом человеке, так и при его взаимодействии с окружающей средой, являются системными, взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга.
2. Невозможно полностью изолировать функционирование какой-либо части системы от всей остальной. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия своих поступков на других людей.
3. Системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. При таком взгляде на функционирование человека для него нет поражений, а есть только обратная связь.
4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение может служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с целостной системой.
5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного «я», то есть положительные намерения, функцию, убеждения, вызывающие данный поступок, от самого поступка.
6. Любое поведение имеет позитивное намерение. Оно воспринимается как положительное и приемлемое в том контексте, в котором оно сформировалось с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивнее реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.
7. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.
8. Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока вы не достигнете желаемого.

Источник: 
Уваров Е.А., Теоретические и практические основы психотехник в современной психологии
Темы: