Идеи НЛП

Люди не только познают мир с помощью органов чувств, но и внутренне репрезентируют его с помощью той или иной сенсорной системы. Наша внутренняя игра с представлением о мире, называемая мышлением, осуществляется не в речевых кодах, как думают некоторые психологи, но в сенсорной форме (в основном в визуальной, слуховой или кинестетической). Одна из этих внутреннихре презентативных систем у человека может быть более развита и предпочитаема, она для данного индивида называется первичной.

Кроме того, при поиске информации во внутреннем мире тоже обычно предпочитается некоторая репрезентативная система, которая называется ведущей, она может совпадать, а может и не совпадать с первичной. Например, наша первичная репрезентативная система может быть визуальной, но ведущей может быть кинестетическая, и если нас спрашивают, как выглядит наш друг, то первое, что мы ощутим, может быть чувство близости, которое мы испытываем по отношению к нему, а потом уже увидим его облик и в дальнейшем будем в основном «работать» с визуальной информацией.

Интересно, что направление взгляда четко связано с той репрезентативной системой, которую человек использует в данный момент. Например, направление взгляда вверх и налево стимулирует эйдетические образы, т.е. наглядные образы из зрительной памяти. Всего выделяют 8 направлений взгляда (или движений глаз в соответствующую сторону) и 8 основных репрезентативных систем:
1) глаза вверх и налево — зрительный эйдетический образ;
2) глаза вверх и направо — зрительный конструируемый образ;
3) прямой расфокусированный взгляд — представляемый зрительный образ;
4) глаза на среднем уровне направо — слуховое конструирование;
5) глаза на среднем уровне налево — слуховые образы;
6) глаза прикрыты, взгляд обращен как бы в себя — внутренний диалог;
7) глаза вниз и налево — слушание телефонного типа;
8) глаза вниз и направо — кинестетическая информация.

Употребление тех или иных сенсорно-специфических слов также говорит об использовании той или иной репрезентативной системы. Представим наиболее типичные слова для каждой системы в двух колонках, в левой — имеющие позитивный эмоциональный тон, в правой — негативный.

Визуальная система
Цветной — Черно-белый Ясный — Расплывчатый (не в фокусе) Близкий — Далекий Яркий — Тусклый Большой — Маленький Искрящийся — Однотонный Передний план — Задний план Объемный — Плоский Симметричный — Асимметричный Движущийся — Неподвижный
Кроме того, слова без определенного «плюса» или «минуса»:
Горизонтальный Вертикальный Перспектива В рамке Без рамки

Аудиальная система
Спокойный — Назойливый Мягкий — Требовательный Тихий — Шумный Важный — Неважный Точный — Опаздывающий Нежный — Несдержанный Ритмичный — Нервный Успокаивающий — Возбуждающий Смеющийся — Плачущий Безмятежный — Тревожный Гармоничный — Дисгармоничный

Кинестетическая система
Любовь — Ненависть Горячий — Холодный Мужество — Страх Удовольствие — Дискомфорт Довольный — Грустный Равновесие — Давление Гладкий — Шершавый Удовлетворение — Голод Сильный — Слабый Спокойствие — Тревога Счастливый — Несчастный Обладание — Потеря

Кроме того, существуют сенсорно-неспецифические слова типа: думать, понимать, считать, полагать, помнить, верить, решать, оценивать, относиться и т.д. Сюда же относятся цифры и абстрактные символы. Люди, которые прежде всего используют такую репрезентативную систему, называются дискретным типом (или людьми-компьютерами). Они избегают пользоваться информацией, поступающей от органов чувств, поэтому довольно формалистичны в человеческих отношениях, монотонны и занудны.

Пример.
Американский профессор-энэльпэист рассказывал, как, будучи студентом, он столкнулся с таким человеком. Этот человек был преподавателем института и читал удивительно занудные, формальные лекции монотонным голосом. Он был маленького роста, поэтому, войдя, оглядывал аудиторию, затем скрывался за кафедрой и оттуда 2 часа бубнил никому не интересную лекцию. Но раза три за лекцию он выглядывал из-за кафедры, оглядывая зал. Потом оглядывал зал, покидая аудиторию.

Зная, что дискретный тип боится близкого контакта, трое парней сели на первую парту и, когда тот выглядывал из-за кафедры, преданно смотрели ему в глаза. В результате тот очень быстро отучился выглядывать из-за кафедры, и после начала лекции все студенты выходили погулять, а перед концом возвращались. Оглядывая зал после лекции, преподаватель убеждался в стопроцентной посещаемости занятий.

Для того чтобы клиент вас понимал, необходимо разговаривать на его языке — вербально и невербально. С этой целью осуществляется подстройка к его репрезентативной системе, что обеспечивает взаимопонимание и прокладывает дорогу для возможных изменений.

В супружеских отношениях взаимопонимание, а вследствие этого и сексуальное удовлетворение может отсутствовать только лишь потому, что супруги имеют различные первичные репрезентативные системы и не умеют осуществлять подстройку друг к другу.

Они часто занимаются «чтением мыслей», неверно интерпретируя слова и поступки друг друга.

Пример.
Жена (не работает) ждет мужа с работы. Она ярко выраженный визуа-лист, поэтому она прежде всего красиво убрала квартиру, сервировала стол, сделала себе прическу, надела яркое платье и т.д. Приходит усталый муж, а он кинестетик, он, конечно, видит всю красоту, которую создала его жена, но его это не очень волнует, ему надо выразить свои чувства, обнять жену, получить от нее знаки нежности. Но жена ждет, что он оценит именно визуальное впечатление; когда он обнимает ее, он не видит, какая она красивая, да еще может помять прическу... В результате оба могут оказаться обиженными и оба будут думать, что их не ценят, что может привести и к сексуальной дисгармонии и т.д.

Характер людей с доминированием той или иной репрезентативной системы также может иметь свои особенности, хотя это скорее тенденция, чем закон. Так, «визуалисты» обычно стремятся произвести впечатление, быть в центре внимания, сохранять дистанцию, они любят доминировать и в конфликтных ситуациях обычно считают виноватой другую сторону. «Аудиалы» стремятся к гармонии, чувствительны к любой «фальшивой ноте», часто имеют красивый, мелодичный голос, очень внимательны к словам и интонациям, дистанция средняя, в конфликте считают, что оба и правы, и не правы, стремятся дипломатически разрешить конфликт. «Кинестетики» ценят прежде всего искренние чувства, а не форму, любят скорее комфорт и удобство, чем внешнее впечатление, любят помогать другим, держатся скромно, дистанция близкая, в конфликте обычно считают неправой стороной себя.

Доминирование одной репрезентативной системы может создавать трудности в работе, учебе или общении.

Пример.
На одном из семинаров американский психотерапевт (женщина) рассказывала, как она помогла студенту, учившемуся в колледже по радиотехнической специальности. Он еле-еле учился на тройки, и это было связано, как она определила, с тем, что он был кинестетик, а большая часть информации, которую он должен был усваивать, носила чисто визуальный характер (радиосхемы). Тогда она предложила ему освоить прием перекодирования этой информации в привычную форму. Для этого он должен был в своем воображении представлять, как он входит в данный элемент схемы (транзистор, например) и направляет потоки электронов туда, куда следует, и т.д. Парень усвоил этот метод, быстро стал справляться с учебными заданиями и скоро стал одним из лучших студентов колледжа.

Используя эту главную идею НЛП о сенсорной репрезентации внутреннего психического содержания, авторы НЛП развивают систему представлений о том, как во внутреннем мире индивида организована его «карта мира», в которую входит, например, то или иное представление о самом себе, представление о времени, система убеждений индивида и т.д. Выяснив те или иные особенности этой карты, можно менять ее в нужном направлении в ходе терапевтического процесса.

Например, обычно люди кодируют свое прошлое и будущее как некоторые временные линии, идущие в пространстве в том или ином направлении от их тела, но некоторые имеют явные искажения в этих «картинках», и это может быть связано как с травматическими событиями прошлого, так и с определенными сценариями жизни. Так, в книге Конниры и Стива Андреасов [1, с. 214 — 216] разбирается драматический случай, когда после гибели матери в автокатастрофе девочка стерла свое представление о будущем. Будучи уже взрослой, она не могла ничего планировать, ей не к чему было стремиться, что приводило порой к депрессивным состояниям. Работа терапевтов была направлена на создание новой временной линии, удовлетворяющей клиентку, и когда она сделала это, ее самочувствие и успешность значительно возросли.

Цель НЛП состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения, а не просто исключить нежелательные варианты. Обладание только одним способом делать вещи — это отсутствие выбора вообще. Если вы всегда делаете то, что делали всегда, то вы и будете получать всегда то, что получали. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь другое. Эта позиция объединяет идеи НЛП с бихевиоризмом, но НЛП работает не просто с навыками, а с теми внутренними схемами переработки информации, которые определяют реакции. Это сближает НЛП с когнитивной терапией, но НЛП исследует не только мысли, но и любые другие способы переработки информации и старается их менять не в ходе убеждения и тренинга, но с помощью непосредственного изменения в трансовом состоянии.

Трансовое состояние (или измененное состояние сознания) характеризуется тем, что все внимание человека направлено на внутренний мир, и его психика в этот момент наиболее пластична, область бессознательного становится наиболее доступной для изучения и воздействия.

Состояние транса характеризуется и некоторыми внешними признаками: побледнение кожи лица, некоторое замирание клиента, его расслабление, замедление дыхания, послушная внимательность к каждому слову и интонациям терапевта, в то же время некоторое отключение от реальности.

Методам наведения транса и приемам работы с бессознательным НЛП обязано прежде всего опыту гениального терапевта М. Эриксона, чей подход получил название недирективного гипноза. Существуют десятки методов наведения транса, но порой достаточно просто сосредоточиться на какой-то важной мысли. Иногда стоит попросить клиента сесть поудобнее, глубоко подышать и сосредоточить взгляд на области лба между бровей. Иногда можно просто увлечь человека эмоционально важной темой. В другом случае следует эмоционально подстроиться под состояние клиента, чтобы затем плавно ввести его в транс.

Источник: 
Линде Н.Д., Основы современной психотерапии
Темы: