Неопсихоанализ Эриха Фромма

Эрих Фромм получил психоаналитическую подготовку в Берлинском институте, основанном Максом Эйтингоном (1920), где он впервые встретился с Карен Хорни, которая оказала существенное влияние на формирование его профессиональной идентичности. Фромм имел солидную психоаналитическую практику на протяжении 35 лет, но обобщение терапевтического опыта составляет весьма незначительную часть в его творческом наследии. Его основные идеи носили преимущественно общефилософский и социологический характер и были во многом продиктованы спецификой мироощущения человека конкретной исторической эпохи. Значительным этапом в его жизни был период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929—1932). Однако после прихода к власти фашистов Фромм был вынужден эмигрировать в США, где работал в ряде ведущих психиатрических и психоаналитических институтов. Основными предметами его исследований стали проблемы Нового времени, критическое переосмысление капиталистической системы отношений, западного образа жизни, психологии и этики. Именно Фромм в 1920-х гг. впервые ввел широко применяемое для характеристики современного состояния социума понятие «общество потребления».

Эрих Зелигманн Фромм (1900—1980) — выдающийся немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Основные работы: «Бегство от свободы» (1951); «Психоанализ и этика» (1946); «Психоанализ и религия» (1949); «Здоровое общество» (1956); «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956); «Анатомия человеческой деструктивности» (1973).

Учитывая, что эта феноменология пока мало изучена, но уже давно и широко представлена в материале наших пациентов, остановимся на этом вопросе более подробно. По Фромму, общество потребления характеризуется не столько переходом к массовому потреблению материальных благ, сколько формированием новой системы ценностей и новых этических (психологических) установок. Характерная особенность — потребление, которое охватывает все большее количество людей, значительно превосходит рамки, необходимые для поддержания их физического существования и социального функционирования. Эти прогнозы Фромма находят многочисленное подтверждение в современном мире. Так, в 1960—2000 гг. расходы на различные бытовые товары и услуги в среднем возросли в 4 раза, а шопинг стал одной из форм досуга. Революция в сфере коммуникаций вызывала небывалое расширение сферы общения и потребления информации, при этом возможность принять участие в общении во многих случаях также становится платной (потребительской) услугой. Качественно изменяется структура потребления, а ее формирование приобретает все более искусственный характер, мало связанный или даже не связанный с удовлетворением биологических, физиологических или социальных потребностей личности. Вкусы, желания, потребности, ценности, нормы поведения и интересы личности, а также сама культура потребления уже не определяются предшествующей историей, семейными или национальными традициями, а в значительной степени навязываются крупным бизнесом путем целенаправленного воздействия на сознание и бессознательное людей с помощью СМИ. Наряду с конкуренцией производителей во всем мире нарастает конкуренция потребителей, основные тенденции которой проявляются в тенденции публично демонстрировать, что «я потребляю не хуже других»; более того — именно уровень потребления (не уровень знаний и интеллекта или общественные заслуги и т.д.) становится одним из реальных отражений социального статуса личности.

Погоня за уровнем потребления приводит к развитию системы займов и кредитования, что стимулирует повсеместный рост долговых обязательств, а выплаты процентных ставок по кредитам приводят к постоянному удорожанию большинства востребованных товаров (до 50% от их исходной цены). Особого внимания заслуживают сверхдорогие товары, доступные только потребителям высокого социального статуса, хотя их потребительские свойства практически ничем (кроме «раскрученных» брендов) не отличаются от их дешевых аналогов. Фактически каждый новый сезон преподносит некие очередные изменения моды, поэтому вещи устаревают быстрее, чем изнашиваются, при этом личность, которая не следит за модой, символически идентифицируется с отсталостью, бедностью и недостаточной успешностью. Образование, здравоохранение и спорт постепенно все более активно коммерциализируются и становятся сферой услуг, ориентированных преимущественно на статусных потребителей. Широкое распространение приобретает индустрия красоты и омолаживающих процедур. Качественно меняется структура, содержание и этика любовных, семейных и сексуальных отношений, где потребительский подход также преобладает над некогда освящаемыми церковью сакральными и духовными ценностями.

Высоко оценивая открытия 3. Фрейда, который способствовал небывалому обогащению знаний о человеке, Э. Фромм подчеркивал главный, по его мнению, недостаток психоанализа — он не прибавил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать, и не уделил должного внимания проблемам этики. Анализируя человека как биосоциальное существо, Фромм отмечает, что было бы неверным рассматривать всю деятельность человека только с точки зрения вытесненных влечений. В качестве основного вопроса человеческого бытия он ставит вопрос о смысле жизни и тех морально-этических эталонах, в соответствии с которыми надлежит жить. В отличие от Фрейда, который на первое место ставил биологически обусловленные мотивы поведения и влечений человека, Фромм утверждал, что определяющими во всех случаях являются социальные факторы, а то низменное, что обнаруживается в современной человеческой натуре, все страсти и тревоги человека, является продуктом современной культуры. Одновременно с этим Фромм исходно отказывается от определения человека в качестве доброго или злого существа. Фактически вопрос ставится в некой временной перспективе: человек не то, что он есть, а то, каким он может стать. По мнению Фромма, дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. При этом Фромм подчеркивает, что ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. Этот подход, безусловно, носит высоко гуманистический характер, но вряд ли может считаться обоснованным, проверяемым или доказуемым.

Многие положения в работах Фромма носят сугубо дидактический характер и направлены на формирование здоровых и рациональных стратегий поведения, а также на постижение истинных потребностей человека, которые должны прийти на смену ложным и искусственным вожделениям. По Фромму, каждый конкретный человек — это в некотором роде жертва, иногда даже безвинная жертва наличных социально-экономических условий. Личность не выбирает и лишь отчасти формирует условия своего существования. Основополагающим фактором во всех случаях являются особенности экономической системы, которая формирует характер и принуждает человека (исходя из потребности самосохранения) принять условия (в значительной степени навязанные), в которых ему приходится жить. Критикуя современную западную культуру, Фромм обосновывает, что принцип индивидуализма ведет к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия, в итоге формируются получившие широкое распространение феномены «бегства человека от самого себя» и «бегства от свободы». Одной из форм такого «бегства» являются неврозы, в основе которых лежат внутренние конфликты между непреодолимой зависимостью и таким же стремлением к недостижимой свободе. По Фромму, большинство этих конфликтов относятся к моральной сфере и моральной регуляции человеческих отношений. Исходя из этого, успешность терапевтических отношений в значительной степени зависит от понимания морально-этических конфликтов конкретной личности. В качестве основной этической проблемы современности автором указывалось безразличие человека к самому себе. Поэтому одна из главных задач психоанализа заключается в раскрытии и понимании правды о самом себе и в осмыслении своих нравственных проблем.

Существенное внимание в работах Фромма уделяется проблеме совести, при этом автор обосновывает различия между авторитарной совестью (голосом родителей или государства как аналога Сверх-Я) и гуманистической совестью, т.е. собственным моральным суждением человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность. Общепризнанным является тезис Фромма о различных формах агрессии, в частности, доброкачественной агрессии (т.е. биологически адекватной, служащей самосохранению и выживанию) и злокачественной агрессии (по мнению автора, приобретенной, связанной с жестокостью и агрессивностью, со склонностью мучить и убивать).

Основной целью гуманистического психоанализа, по Фромму, является не столько адаптация человека к тем или иным обстоятельствам, существующей культуре и социальной реальности, сколько оптимальное развитие его способностей и задатков, и всеобъемлющая реализация его индивидуальности. Быть, по мысли Фромма, означает давать выражение всем талантам, которыми наделен всякий. Это значит, продолжает ученый, преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. Этой идеальной модели Фромм противопоставляет современное общество, давление которого и груз ответственности провоцируют регрессивное желание быть ведомым и подвластным.

В конце жизни Фромм опубликовал свой итоговый труд, книгу «Анатомия человеческой деструктивности». Материал для этого издания, посвященного антропологическим основаниям зла, автор собирал более сорока лет. Фромм объяснял, что занимался изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, давала ему основание думать, что подобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость. В своей работе Фромм дал целостную картину разнообразных проявлений агрессивности. Проблема деструктивности обосновывается автором все той же идеей «бегства от свободы». Воздержание от собственной воли, неготовность воспользоваться плодами человеческой субъективности парадоксальным образом приводят к деструктивности — попранная внутренняя свобода рождает насилие. Фромм видит рождение разрушительности в относительно бессознательном и одновременно отчасти предумышленном отказе человека от самого себя, от собственной уникальности.

Ключевые слова: Фромм, Психоанализ
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Философия психоанализа Э. Фромма
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Психоаналитическое направление в психотерапии
Полин А.В., Медицинская психология
Предпосылки психоанализа
Психоанализ : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Истерический характер в психоанализе
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Философия психоанализа З. Фрейда
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Психоанализ Альфреда Адлера
Деркача А.А., Социальная психология
Детский психоанализ
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда
Психоанализ : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий