Исходные посылки психоанализа

Исходные посылки психоанализа:
- психика человека функционирует на трех уровнях: сознание, предсознание, бессознательное;
- личность человека включает в себя три тесно взаимодействующие между собой психологические структуры («Оно», «Я», «Сверх-Я»), которые служат «полномочными представителями» трех уровней психики;
- становление психики происходит в рамках сексуальной сферы через преодоление Эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек).

Сознание представляет небольшую часть психической жизни человека. Сюда включено все то, что осознается им в данный момент времени. Как только сознание переключается на другие объекты, предыдущая информация (переживания, ощущения и др.) передается в другие два уровня психики.

Предсознание («доступная память») включает всю накопленную в течение жизни информацию, которая в текущий момент не осознается человеком, но в любой момент может быть «откомандирована» в сознание без чрезмерного напряжения.

Бессознательное - это архив инстинктов, побуждений, эмоций, воспоминаний, влечений, простейших навыков, когда-то вытесненных («экстернирован-ных») из сознания по различным причинам (то ли из-за их опасности для самого сознания, то ли из-за их усвоения до уровня автоматизации, как это происходит с процессом повседневной ходьбы). Вот эта «репрессированная» и сосланная в область бессознательного часть жизни не остается пассивной. Она стремится управлять поведением человека даже из своего «заключения». Это частенько проявляется у человека в форме оговорок, шуток, сновидений, провалов памяти и др.

«Оно» («ид») - бессознательная часть психики человека, насыщенная врожденной сексуальной энергией («либидо») и подчиненная принципу удовольствия. Этот принцип обеспечивается различного типа влечениями (главное из них - сексуальное).

«Я» («эго») действует на всех трех уровнях психики по принципу реальности, суть которого - удерживать в равновесии (гомеостазе) сексуальные влечения «Оно» в соответствии с теми реальными ограничениями, которые накладываются на поведение человека обществом. Другими словами, «Я» («эго») действует большей частью от имени сознания- анализирует, защищает, принимает решения.

«Сверх-Я» («супер-эго») - носитель морали нравственности, принятой в данном обществе, стране' регионе. Это своеобразный кодекс чести человеческой психики.
Взаимодействие структур поясняет схема.

Если «Оно» провоцирует поведение, противоречащее нормам «Сверх-Я», то перед «Я» возникает дилемма:
- либо трансформировать (сублимировать) энергию инстинктов из «Оно» в приемлемые для общества и отвечающее требованиям «Сверх-Я» формы поведения и деятельности;
- либо испытать чувство вины, стыда, угрызения совести.

В первом случае возникает состояние гомеостаза уравновешенности личности. Во втором решение «Я» приводит к состоянию внутреннего конфликта Чтобы избежать психических расстройств, необходимо подключить механизмы психологической защиты (вытеснение желаний, отрицание, рационализация противодействие, проекция, замещение, изоляция, регрессия). Отказ системы защиты приводит к психическим заболеваниям, вызывающим патологические деформации в структуре «Я».

Согласно психоанализу 3. Фрейда, параметры личности (характер, патологии, неврозы и др.) обусловлены особенностями сексуального развития. Здесь имеется несколько периодов:
- оральный (до 12-18 мес), связанный со стрессогенными факторами типа частичного или полного отлучения от материнской груди, соски и порождающий начало концентрации сексуальной энергии (либидо) человека;
- анальный, связанный со способом приучения ребенка к туалету и порождающий пунктуально-методичггую либо агрессивно-беспокойную личность (при строгих, жестких способах), либо личность, склонную к творчеству и адекватной самооценке (при мягких способах);
- фаллический (ярко проявляющийся в 5-7 лет), с его комплексами Эдипа и Электры, характеризующимися хорошим отношением к родителю противоположного пола и негативным по отношению к родителю своего пола (фиксация личности на этом периоде приводит к формированию склонности к флирту, опрометчивости, хвастливости, самоуверенности, невротичности и извращенному сексу);
- латентный (10-11 лет), связанный с интересами, направленными на познание;
- генитальный (возраст полового созревания) связан с интересами, направленными на лиц противоположного пола;
- период психологической зрелости (при благоприятном развитии), выражающейся в здоровой (прежде всего духовной) тяге человека к другому человеку, в способности любить другого не ради сексуальной потребности, в стремлении реализовать себя в деятельности.

Психоаналитический подход к психическому развитию личности его автор 3. Фрейд выстроил на интроспекции, умозаключениях, аналогиях без опоры на более строгие методы психологии.

Несомненная заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание психологов к важнейшей проблеме бессознательного, проблеме влияния событий детства на психику взрослого. Психотерапевтическая направленность психоанализа исходит из того, что психические нарушения имеют своей причиной конфликты, появившиеся у человека еще в далеком детстве.

Эти конфликты редко осознаются человеком, но скрываются в его подсознании и оттуда ведут свою изнуряющую борьбу против него.
Недостатки фрейдизма заключены в чрезмерной концентрации внимания на роли сексуальной сферы в формировании психики человека. В этой связи «неофрейдисты», последователи 3. Фрейда, снизили значимость этой сферы в функционировании психики, заменив ее другими стремлениями личности. В частности:
- А. Адлер в качестве доминанты «Оно» рассматривал чувство неполноценности и вызываемое им стремление к власти;
- К. Юнг - коллективное бессознательное (архетипы);
- Э. Фромм - чувство одиночества, возникающее из-за трудной адаптации человека к условиям окружающей социальной среды.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.