Научная проблема и психология

Проблема — начало любого исследования

Фрэнсис Бэкон

Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Самые наивные и, казалось бы, детские вопросы являются прототипами проблемы: Почему трава зеленая? Почему папа сильнее, чем мама? Подтверждение очевидности не является задачей исследования. Однако очевидность тоже не столь очевидна, как это нам представляется.

Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активностью самих людей, их постоянным изменением. В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. Почему солнце светит? - вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания? - это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Основания порождения проблемы:

  • «дефицит», нехватка информации для описания или объяснения реальности;
  • противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей реальность.

Выделяют следующие этапы порождения проблемы:

  1. выявление нехватки в научном знании о реальности или его противоречия;
  2. описание проблемы на уровне обыденного языка;
  3. формулирование проблемы в терминах определенной научной дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологическое знание и попытаться сформулировать проблему в иных терминах - в терминах влияния планет на характер и поведение человека.

Таким образом, формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования, поскольку постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы.

Следует отметить, что эмпирическая психология, в отличие от других научных дисциплин, характеризуется такой фундаментальной особенностью как признание за собой права невозможности решения определенного круга проблем Обозначим их.

  1. Эмпирическая психология не решает метафизические проблемы как проблемы высокой, избыточной степени абстракции. Например, Что первично мозг или психика? Можно ли формировать сознание? Что выше мышление или восприятие? Существует ли психика? и т.п. В эмпирической психологии уровень абстракции решаемых проблем ниже, исследовательские вопросы сформулированы конкретнее.
  2. Эмпирическая психология не решает проблемы ценностного порядка - что хорошо, а что плохо. Например, благотворно ли для понижения агрессивности мальчиков подросткового возраста их приобщение к ведению домашнего хозяйства?
  3. Эмпирическая психология не решает проблемы вне конкретной теории. Например, существует два вопроса: Какова структура личности? и черты личности - экстраверсия-интроверсия и нейротизм - взаимосвязаны между собой? Эмпирическая психология решает второй вопрос, поскольку черты личности можно наблюдать косвенно по поведенческим реакциям, а личность в целом наблюдать невозможно. Но, черты личности еще не сама личность, поэтому психологи изучают феномен личности вторично, через ее отдельные черты. При этом разные черты могут быть различным образом связаны или не связаны друг с другом, например, в факторной модели личности Р. Кеттелла, ортогональной модели Г. Айзенка и круговой модели Т. Лири. С позиций разных теорий (моделей) личности психологи будут получать разные ответы на одни и те же по формулировке исследовательские вопросы. Таким образом, до тех пор, пока исследовательские вопросы не определены 1) в терминах конкретных переменных, 2) в русле определенной теории и 3) конкретных инструментов измерения они останутся метафизическими и не будут иметь эмпирического решения.

Из вышеизложенного следует, что постановка проблемы требует обращения к той или иной теории. Рассмотрим, что современная наука понимает под теорией.

Источник: 
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко / Под науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 198 с.
Темы: 
Материалы по теме
Теория каузальной атрибуции
Абдурахманов Р.А., История психологии
Психологическая мысль Нового времени
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Определение предмета психологии
Штейнмец А.Э., Общая психология
Зарождение и развитие ассоциативной психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Направления и отрасли психологии
Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) - 2008
Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Определение, предмет и методы политологии
Политология. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. — 184 с...
Развитие педологии как науки
Петровский А.В., Психология в России. XX век
Оставить комментарий