Народная культура и фольклор

Народная культура - в широком смысле совокупность результатов практической и ровной деятельности, ставших достоянием всех людей данной эпохи. В этом смысле народная культура - это культура исторически изменяющейся общности людей, народа, активно участвующего в развитии того или иного типа общества. В более узком значении под народной культурой понимается коллективное творчество народных масс, бытующее в мифопоэтических, фольклорных, публичных, игровых, театральных, а также в художественных формах. Вместе с тем содержание категории народной культуры зависит от изменения в истории человеческого общества самого понятия «народ», а в эпоху феодализма и капитализма народная культура чаще всего означает культуру социальных низов отличающуюся от культуры господствующих классов и сословий что соответствует понятию «низовая культура» Наконец народная культура -это культура, созданная для абсолютного большинства населения, когда культурное наследие и современные выдающиеся произведения и явления культуры подвергаются определенной адаптации, массовому тиражированию и распространению.

Крупный вклад в развитие теории и исторического содержания народной культуры на примере Средневековья и Возрождения был сделан М.М. Бахтиным, который рассмотрел народные, в частности, обрядово-смеховые и праздничные формы культуры в их оппозиции официальным, государственным, сословным и церковным ее формам. В результате народная культура рассмотрена как особый неофициальный «аспект мира, человека и человеческих отношений», в ней можно видеть «второй мир и вторую жизнь, которым все средневековые люди были в большей или меньшей степени причастны».

В современной отечественной науке сложилась традиция рассматривать народную культуру как присущий человеку «образ мира», «способ его мировосприятия, склад его ума, коллективные психологические установки» (А.Я. Гуревич). В то же время следует отметить, что применительно к современному обществу употребление термина народная культура отличается неопределенностью, иногда пересекаясь с обыденным употреблением понятия «массовая культура». Наряду с этим под народной культурой понимаются те ее формы, которые обслуживают повседневные нужды и эстетические запросы основной массы населения что выражается в частности в поддержании традиционного искусства гончарного и кузнечного производства, ткачества, вышивки, резьбы и т. п. В связи с этим понятие народной культуры чаще всего означает совокупность художественных произведений, являющихся результатом национального коллективного творчества, а также объединяет бытующие среди населения различные обрядовые, праздничные формы культуры. В то же время одним из базовых явлений народной культуры остаются язык и устная речь, а ориентация на традиции, устоявшиеся обычаи, идеалы и нравственные нормы делает народную культуру одним из важнейших факторов стабильного и устойчивого существования общества.

Фольклор - термин, первоначально относившийся к различным аспектам народной культуры; впоследствии стал употребляться в более широком значении, включая традиционное знание, обычаи, устно-литературные и художественные традиции определенной группы, объединенной некоторым общим фактором (или группой факторов), например, общностью территории, языка или этнической идентичностью.

Специфика фольклора в его спонтанной или органичной природе: он представляет собой образную интерпретацию опыта людьми, непосредственно включенных в этот опыт. Фольклор по своей природе синтетичен.

Обычай - исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Он имеет социальную природу. Нарушение обычая может повлечь за собой санкции: начиная с общественного неодобрения, до других форм наказания.

Термин обычай может отождествляться с терминами традиция, обряд, ритуалы. Но традиция - более широкое понятие. Обряд и ритуал - формализованное поведение или действие, имеющее прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Но в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния, исторической ситуации и т. д.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, он присутствует и на более высоких стадиях развития.

Социально признанные образцы складываются в обычаи, через которые накопленный опыт передается из поколения в поколение. К обычаям можно отнести:
• традиционные трудовые приемы,
• формы поведения,
• особенности жизненного уклада,
• особенности воспитания.

Обычаи общепризнанны и утверждены властью массовой привычки. Большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться членами коллектива.

Обычай играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или взрослого человека в инокультурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определенными образцами; суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения; образец может быть положительным или отрицательным.

Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Такого рода формализованные обычаи, совершаемые в определенное время и в определенном месте по специальным поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе.

В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или возрастную группу (наречение именем, крещение, инициация). Коллективные, общественные и государственные обряды напоминают о целостности общества, зафиксированной в памятных датах. Обряд утверждает преемственность новым старого, его принятие как утвердившегося в обществе положения.

Ритуал - исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием ритуал тесно связаны понятия церемония, обряд, обычай, этикет. Иногда они используются как синонимы. Большинство исследователей рассматривают ритуал как категорию поведения, религиозную по характеру и преследующую религиозные цели.

Традиции - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обстоятельствах и социальных группах в течение длительного времени.

Традиции включают в себя:
• объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности),
• способы этого наследования,
• процессы социокультурного наследования.

В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи и т. д.

Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в известной мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаических и докапиталистических обществах. Традиции присущи самым разнообразным областям культуры, но наиболее важное место они занимают в религии.

Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено разнообразием соответствующих культурных традиций. Традиции образуют «коллективную память» обществ и социальных групп, обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными традициями.

Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собственную интерпретацию и выбор.

Общество и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие. Поэтому традиции могут быть как позитивные (то, что традиционно принимается), так и негативными (то, что отвергается).

Источник: 
Монина Н.П., Культурология
Темы: 
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.