История понятия культура

Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она и в ласковых словах материнской колыбельной, и в потоке родного языка, который слышит новорожденный. Она в тепле и уюте нашего дома, в устройстве быта и многом, многом другом.

Ведь за время своего пребывания на Земле человечество постоянно преобразовывало и видоизменяло первозданный мир, так или иначе приспосабливало его под себя, и в результате мы редко где не сталкиваемся со следами этой неутомимой и кипучей деятельности.

Культура зрима и незрима, отчетлива и призрачна. Она заявляет о себе то вполне материально, то, как какое-то неуловимое чувство в пространстве и времени, смутное, но постоянное впечатление, которое мы безуспешно пытаемся охватить умом, но оно остается тайной за семью печатями, и мы не можем коснуться его руками или понять разумом.

Н. А. Бердяев (1874-1948), один из блистательных русских мыслителей, называл культуру неотвратимым путем человека и человечества.

«Нельзя, — отмечал он, — миновать его. Необходимо изжить пути культуры, чтобы выйти за пределы культуры, к высшему творческому бытию. Лишь на вершинах культуры творческое дерзновение может разбить цепи культуры, приковывающие к этому миру».

Само слово культура в переводе с латыни означает обработка, возделывание. Более или менее систематическое употребление этого термина в научной литературе началось после публикации в 1782 г. книги немецкого ученого-просветителя И. Х. Аделунга (1732-1806) «Опыт истории культуры человеческого рода».

В России, появившись впервые в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1845 г., культура как термин снова фигурирует в научно-справочной литературе лишь в 1860-е гг.

Осмысление культуры как явления восходит еще ко временам Античности. Так, учение об этике древнегреческого мыслителя Аристотеля (384-322 до н. э.) отталкивается от нравственной деятельности человека, понимания прекрасного как гармонии ума, дела и добродетели, а Эпикур (341-270 до н. э.) и вслед за ним древнеримский философ Лукреций (ок. 9955 до н. э.) выделяют как безусловное преимущество человека и приоритет общества просвещение, знание, философию. Историческое развитие представлений о культуре нашло свое логическое продолжение в эпохи Средневековья (например, взгляды Фомы Аквинского на отношения между верой и разумом) и Возрождения (идеи свободы человека перед Богом и миром), но в качестве отдельного и самостоятельного феномена она была выделена в период с конца XVII до конца XVIII в., то есть во времена Просвещения. Культуре как предмету и объекту изучения уделяли внимание Ф. Бэкон и Р. Декарт, Т. Гоббс и Д. Юм, Ж. Ж. Руссо и Д. Вико.

В этике и эстетике И. Канта (1724-1804) культура рассматривается как субстанция свободы, ибо она способна ставить перед собой любые цели.

Собственно наука о культуре начинает складываться на рубеже XVIII-XIX вв., и об этом этапе ее развития речь идет в четвертой главе II раздела учебной книги. За те несколько веков, которые человечество пытается познать феномен культуры, оформились порядка 1,5 тыс. определений, что под ней понимать. Безусловно, эта внушительная множественность сама по себе — красноречивое свидетельство пристального и устойчивого интереса к культуре как к явлению. По-видимому, пытливые усилия и стремление постичь культуру органически свойственны человеку хотя бы уже по той простой причине, что его жизнь проходит во вполне конкретном культурно-историческом пространстве.

Ниже приведены наиболее внятные и апробированные определения культуры. Читателю предлагается самому решить, какому из них отдать предпочтение. Это не всегда готовые к заучиванию дефиниции, но и сжатые умозаключения, эссеистские раздумья, спрессованные в вопросы и ответы мысли.

Открывает их ставшая хрестоматийной и до сих пор морально не устаревшая формулировка, принадлежащая английскому этнологу Э. Б. Тайлору (1832-1917). Предлагаемая подборка включает высказывания о культуре русского философа Н. А. Бердяева, американского лингвиста и культуролога Э. Сепира (1884-1939), русско-американского социолога и культуролога П. А. Сорокина (1889-1968), американского культурантрополога Ральфа Линтона (1893-1953), отечественных исследователей культуры Д. С. Лихачева (1906-1999) и Ю. М. Лотмана (1922-1993), философов М. К. Мамардашвили (1930-1990), В. М. Межуева, культурологов П. С. Гуревича, А. П. Маркова, А. Я. Флиера.

Культура — общее усовершенствование человеческого рода с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека.
Из книги Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871)

Культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть осуществление новых ценностей. Все достижения культуры символичны, а не реалистичны. Культура не есть осуществление, реализация истины жизни, добра жизни, красоты жизни. Она осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах; добро в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту в книгах стихов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях; божественное лишь в культуре и религиозной символике.
Из книги Н. А. Бердяева «Смысл истории» (1919-1922)

Культура — некий условный идеал индивидуальной благовоспитанности, здание которой основывается на какой-то малой толике усвоенных знаний и опыта, но состоит по большей части из набора типовых реакций, санкционированных общественным классом и долгой традицией.
Из статьи Э. Сепира «Культура, социум, личность» (1924)

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание — это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи её от одного поколения другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Из книги П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество» (1947)

Культура — это конфигурация усвоенного поведения и его результата, составные элементы которой разделяются и передаются членами данного общества.
Из книги Р. Линтона «Древо культуры» (1955)

...культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. Культура — это то, что оправдывает перед Богом существование народа и нации.

Культура — это святыни народа, святыни нации.
Из книги Д. С. Лихачева «Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре» (2006)

Культура — знаковая система, особый язык, мыслящее целое, коллективный интеллект.
Из статей Ю. М. Лотмана «Феномен культуры» (1978) и «Клио на распутье» (1988)

Культура — это способность деяния и поведения в условиях неполного знания. То есть, когда я включаю нормальным для себя образом — не распадаясь от этого и не впадая в панику и бессилие или паралич, — включаю в принципе для меня непрослеживаемые до конца элементы. Ну, скажем, если я сею, культура земледелия существует тогда, когда я не пытаюсь органический акт самой земли, мною никогда не переживаемый, заместить логическим актом моего ума. Вот способность жить так есть культура.
Из статьи М. К. Мамардашвили «Мысль в культуре» (1989)

Культура — средство человеческой самореализации, самовыражения.
Из книги П. С. Гуревича «Философия культуры» (1995)

Культура — это процесс и результат внеприродного бытия человека, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условия развития творческих способностей личности и гуманизации общества.
Из книги А. П. Маркова «Отечественная культура как предмет культурологии» (1996)

Почему культура — это идея, а не нечто такое, что мы находим в самой действительности, что существует реально в виде разного рода искусственных образований, имеющих неприродное происхождение?

Философская идея культуры заключает в себе то, что служит для нас нормой и образцом, тогда как в понятии культуры мы фиксируем нечто, что свойственно любой группе людей. В последнем случае культура существует для нас исключительно как предмет научного знания. Любая культура достойна такого знания, а все вместе они и подводятся под общее понятие культуры.
Из книги В. М. Межуева «Идея культуры» (2006)

Обобщая, можно сказать, что культура — это система упорядоченности в мире вещей, организованных территорий, процессов и продуктов человеческой деятельности, организационных форм человеческой общности, межличностных и коллективных взаимоотношений, коммуникаций, человеческого сознания и поведения, созданная и поддерживаемая самими людьми. Обязательным признаком является то, что культура — это порядок в представлениях и деятельности людей, противостоящий Хаосу, неупорядоченности, что в каких-то пределах имеет место в природе... культуры — как самостоятельной инстанции — в принципе нет. Это только слово, условно обозначающее совокупность форм человеческой жизнедеятельности и продуктов этой жизнедеятельности (материальных, интеллектуальных, образных и пр.). Можно обозначать эту совокупность и по-другому, но люди «договорились» называть ее словом «культура».
Из книги А. Я. Флиера «Культурология для культурологов» (2010)

Если культура — то, чего не было в природе, и что создано непосредственно людьми, продукт их рукотворной, духовной и интеллектуальной работы, значит, она — та часть мира, к сотворению которой причастен человек.

Дополнительные трудности возникают из-за того, что если в широком смысле культура — это вообще всё, что произведено и придумано людьми, то в более узком к ней обычно относят общественную мысль, просвещение, науку, литературу и искусство, то есть те области и сферы, в которых человек наиболее полно проявил свой ум, знания, творческие искания, представления о красоте и обозначил свое место в мире.

В чисто житейском понимании культура — некая условная положительная норма и мера, что сообщает ей оценочный момент: общественное мнение, как правило, противопоставляет культурного человека бескультурному или малокультурному.

В толковании слова культура присутствует и еще один смысловой оттенок: степень совершенства, уровень мастерства и профессионализма, достигнутых в той или иной отрасли знания или деятельности. Отсюда такие речевые клише, как культура речи, культура труда, культура обслуживания, культура тела и т. д.

Строго говоря, в современном русском языке слово культура имеет два значения:

  1. совокупность достижений людей во всех сферах жизни, рассматриваемых не порознь, а совместно, — в производственной, социальной и духовной;
  2. высокий, соответствующий современным требованиям уровень этих достижений.

Причем «в первое значение всегда примысливается компонент «достижение, высокий уровень» и само слово культура сопровождается внутренней оценкой, всегда достаточно высокой, положительной».

Так или иначе, но предназначение культуры — служить человечеству, развивать и преобразовывать его.

По ходу углубления в предмет определения культуры будут уточняться и пополняться, что вполне естественно. Ведь культура — это не застывшая и раз навсегда установленная, а весьма подвижная, постоянно меняющаяся величина. Вместе с тем культура — нечто вечное в пространстве и времени. Парадокс? Отнюдь нет. Здесь налицо нормальное диалектическое противоречие: в культуре все одновременно и вчера, и сегодня, и завтра. К тому же, с точки зрения духовной, у Бога не бывает разделения времени на прошлое, настоящее и будущее — оно существует во взаимопроникновении.

Темы: Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Специфика культуры
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Модернизация культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Идея культурного прогресса
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Задачи и функции организационной культуры
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Типологические особенности восточной культуры
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Эволюционизм культуры
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Психологическая и неофрейдистская концепция культуры
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Культурология: ее предмет, объект и структура
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий