Международные организации как арена дипломатической деятельности

Одной из важнейших функций международных организаций является то, что они предоставляют возможность их членам встречаться, излагать свою точку зрения, вести дискуссии, договариваться или же выражать свое несогласие. Сами по себе форумы нейтральны. Они могут быть использованы как трибуна (например, ежегодная сессия Генассамблеи ООН) для популяризации своей позиции, а также для увеличения числа своих сторонников, расширения дипломатической поддержки той или иной инициативы. Не случайно, что в период холодной войны ООН называли «ареной сражений» Востока и Запада. По подсчетам одного специалиста, в 1970-е годы почти 80% публикаций представляли ООН именно в качестве арены дипломатической деятельности.

Действительно, представители различных стран через ООН и ее специализированные учреждения пытались донести до сведения мирового сообщества свои представления о насущных мировых проблемах. Страны «третьего мира» выступали за создание «нового экономического порядка», поскольку «старый», созданный в Бреттон-Вудсе (МВФ, МБРР, ГАТТ), не отражал их интересов и, более того, к началу 1970-х годов обнаружил свою слабость. Появление новых экономических центров в Западной Европе и Азии было вызовом многолетнему доминированию США в экономической сфере. Ослабление доллара в результате отрицательного торгового баланса, инфляция привели к тому, что в 1971—1973 гг. основанная на долларе валютная система Бреттон-Вудса рухнула. Доллар США перестал быть «золотым» и был девальвирован. В 1973-1974 гг. после арабо-израильской войны ОПЕК приняла решение о введении эмбарго на экспорт нефти, что привело к почти четырехкратному повышению цен на нефть, которое нанесло еще один мощный удар по экономике западных государств, сохранявших по-прежнему контроль над международными финансовыми и торговыми институтами. Вместе с тем развитые страны Запада впервые убедились в серьезности претензий представителей «третьего мира» и наличии у них эффективного инструмента отстаивания собственных интересов.

К этому времени страны «третьего мира» уже инициировали создание форума для изложения своих взглядов по экономическим вопросам (Конференция ООН по вопросам торговли и развития, 1964). В результате встреч и консультаций в рамках этой организации по предложению Рауля Пребиша была сформирована Группа 77 (1964), выражавшая интересы развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки. Таким образом, к концу 1960-х годов страны «третьего мира» имели большие возможности для пропаганды своих идей, однако в институтах Бреттон-Вудса, в Экономическом и Социальном совете, а также на Конференции ООН по вопросам торговли и развития они не обладали достаточными возможностями для принятия нужных им решений.

Весной 1974 г. на Шестой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам сырьевых ресурсов и развития Группа 77 приняла Декларацию и Программу Действий по учреждению Нового экономического порядка. Основные положения этого документа сводились к следующему:

  1. постоянный суверенитет государств в отношении их естественных ресурсов;
  2. право развивающихся стран создавать ассоциации экспортеров сырья;
  3. введение индексации цен на сырье в зависимости от цен на импорт из развитых стран;
  4. установление международного контроля за деятельностью мультинациональных корпораций.

Шестая Специальная сессия Генассамблеи не привела к существенным результатам. Однако принятая позднее на очередной сессии Генеральной Ассамблеи Хартия об Экономических правах и Обязанностях государств встретила оппозицию со стороны развитых стран, 16 из которых проголосовали против или воздержались при 120 поддержавших Хартию. Президент США Форд назвал это решение «тиранией большинства». Тем не менее отдельные положения Хартии можно было смело занести в актив развивающихся стран. Например, в документе содержались важные положения по вопросам принятия решений, а также о распределении прибыли, образующейся в результате экономического сотрудничества. В частности, в резолюции 3281 ГА ООН говорилось, что

«все государства в юридическом отношении равны и... имеют полное право на равных участвовать в процессе принятия решений на международном уровне... а также в распределении прибыли...» [Weiss, Forsythe, Coate. 1997, 215].

В 1975 г. по предложению Франции были проведены встречи представителей ряда развитых и развивающихся государств для обсуждения вопросов отношений Севера и Юга. Первая Конвенция, подписанная в Ломе (1975 г.) между государствами ЕЭС и 46 странами Африки, Карибского моря и Тихого океана (АКТС), создавала более благоприятные условия для торговли развивающихся стран. Во-первых, почти все их экспортные товары, направлявшиеся в страны ЕЭС, не облагались пошлиной. Во-вторых, была создана финансовая схема, предусматривавшая компенсационные выплаты в отношении 12 видов сырья, экспортируемых из АКТС. В-третьих, страны ЕЭС согласились увеличить размер помощи для развития экономики соответствующих государств. Кроме того, в течение 1975 г. более широкий круг участников был представлен на встречах под эгидой Организации промышленного развития ООН в Лиме (Перу), на встрече министров стран Британского Содружества в Кингстоне, на сессиях Организации экономического сотрудничества и развития, а также Экономического и социального совета. Эта подготовительная работа завершилась летом 1975 г. принятием документа на Седьмой специальной Сессии ГА ООН, который закладывал основы сотрудничества в экономической сфере между развитыми и развивающимися странами. США согласились с предложением о создании системы компенсационных выплат экспортерам сырья с целью стабилизации их экономики в случае роста цен на импортируемые ими товары; выразили готовность оказывать финансовую помощь развивающимся странам через Всемирный банк, а также Программу развития под эгидой ООН; упростить передачу технологий странам «третьего мира». Несмотря на решения, принятые на Седьмой специальной Сессии ГА, к концу 1970-х годов программа трансформации экономических отношений Севера и Юга во многих сферах была свернута. Администрация Рейгана в начале 1980-х годов дата ясно понять, что США не будут поддерживать эти программы. 1980-е годы часто называют «потерянным» для Юга десятилетием. Эта тенденция продолжала сохраняться во многом и в последующее время, поскольку развитые страны Запада отдают предпочтение разрешению проблем в Восточной Европе и на территории бывшего СССР.

Вторая из названных нами функций международных организаций нашла свое отражение и в работе их институтов. В случае переговоров об установлении «нового экономического порядка» проявилась тенденция к вовлечению в открытую дискуссию максимального числа участников. Специальная сессия ГА ООН идеально подходила для этого. Если к этому добавить, что наряду со специализированными учреждениями ООН (Всемирный банк, а также один из департаментов Конференции ООН по Вопросам торговли и развития) в дискуссии приняли участие Организация по Экономическому сотрудничеству и развитию, Экономический и социальный совет, то станет очевидным поистине масштабный характер этой работы, дающий возможность выявить весь спектр мнений по чрезвычайно актуальной проблеме.

Другие международные организации также выполняют функцию арены для обсуждения вопросов, относящихся к их компетенции. На своих сессиях Международный олимпийский комитет принимает решение о месте проведения Олимпийских игр, расширяет их программу, утверждает списки препаратов, запрещенных для употребления спортсменами и т.д. По подавляющему большинству вопросов в МОК ведутся жаркие дебаты, в ходе которых стороны отстаивают свою позицию, защищая кандидатуру того или иного города на право быть столицей Игр. Делегаты Международного Комитета Красного Креста обсуждают проблемы оказания помощи в зоне вооруженных конфликтов, делятся опытом, высказывают предложения, направленные на популяризацию знаний о гуманитарном праве. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, объединяющая все европейские государства, а также США и Канаду, является уникальным форумом для обсуждения вопросов европейской безопасности.

Наконец, ежегодные сессии Генассамблеи ООН предоставляют возможность главам государств и правительств членов организации выступить с обращением к своим коллегам, поделиться размышлениями о насущных проблемах их стран, внести предложения на рассмотрение всех членов мирового сообщества.

Темы: Организация, Международные отношения
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 495 с.
Материалы по теме
Международные организации как инструменты внешней политики государств
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Международные организации как самостоятельные субъекты международных отношений
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Понятие международной организации
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Функции международных организаций
Международное право. Особенная часть : учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук...
Управление организационной культурой
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Требования, предъявляемые к кредитным организациям при их создании
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Организационные изменения
Корпоративный менеджмент
Учетная политика организации: формирование, изменения и раскрытие
Основы бухгалтерского учета : учебник и практикум для СПО / Т. В. Ворон- ченко. — 2-е изд...
Оставить комментарий