Ваш психологический возраст: методика 1
(Методика взята из книги: Степанов С. С. Законы психологии. СПб.: Питер, 2000)
Прочитайте каждое утверждение и выразите свое согласие или несогласие с ним.
Каждый ответ оценивается исходя из следующего: «согласен» – 5 баллов; «не совсем» – 3 балла; «не уверен» – 2 балла; «не согласен» – 0 баллов. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше независимо от года рождения человек исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен. Следовательно, тем меньше его психологический возраст и тем меньше он чувствует себя стариком.
Ваш психологический возраст: методика 2
С помощью предлагаемого теста можно самостоятельно оценить различные периоды своей жизни, включая прошлое и перспективы, и определить собственный психологический возраст. Для этого надо внимательно прочитать наши рекомендации, выполнить задание, получить результат и ознакомиться с его интерпретацией.
Представьте себе мысленно всю свою жизнь – прошлое, настоящее, потенциальное будущее. Как вы думаете, до какого возраста вы доживете (дайте более или менее реальную оценку, постарайтесь правильно оценить все обстоятельства)?
В таблице обведите кружком число, соответствующее указанному вами возрасту (с точностью до 5 лет). А теперь попытайтесь оценить каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями: какими‑либо изменениями в природе и обществе, вашем внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), состоянии вашего здоровья, в семье, на работе, в учебе, в отношениях с друзьями и т. п. Сначала оцените насыщенность первого пятилетия (до 5 лет), поставив знак плюс (+) в соответствующей клетке таблицы (10 баллов – максимальная степень насыщенности, 1 балл – минимальная).
Аналогичным образом оцените насыщенность остальных пятилетий, как прошлых, так и будущих, вплоть до отмеченного возраста.
Внимание! Каждое пятилетие обязательно должно иметь оценку насыщенности и только одну!
Таблица к тесту
Вы выполнили задание полностью? Теперь можете определить свой психологический возраст.
Ключ к тесту. Подсчитайте общую сумму баллов по всем пятилетиям (прошедшим и будущим). Подсчитайте, сколько баллов приходится на прошедшие пятилетия. Если вам, к примеру, 30 лет, то следует взять сумму баллов от 1–5 до 26–30 лет включительно. Но если вам 31 год, то нужна небольшая поправка: к имеющейся сумме «прошлого» прибавьте 1/5 балла, стоящего в графе 31–35 лет. Если вам 32 года, прибавьте 2/5 этого же балла, если 33 – 3/5, и т. д.
Разделите сумму баллов «прошлого» на общую сумму баллов всех пятилетий. Умножьте этот показатель на предполагаемую вами продолжительность жизни. Полученная величина и есть ваш психологический возраст.
Ознакомьтесь теперь с интерпретацией этого теста.
Интерпретация Сравните полученное значение психологического возраста с вашим реальным хронологическим возрастом. Если психологически вы намного старше своего возраста, значит, необходимо больше внимания уделять жизненной перспективе, задуматься о новых планах, целях. Если намного моложе, это свидетельствует о чрезмерном оптимизме, поскольку спланированная вами перспектива рассчитана на больший диапазон времени, чем тот, которым вы располагаете в действительности.
На вопрос, что же лучше: чувствовать себя моложе или старше своих лет, правильным будет следующий ответ: значения психологического и хронологического возрастов не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3–4 лет). И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте – моложе, то в зрелости важна гармония перспективы и опыта.
Ваш психологический возраст: методика 3
Отметьте около каждого пункта опросника, на сколько лет вы себя чувствуете, в следующих ситуациях:
- Когда вы разговариваете с симпатичным представителем противоположного пола.
- Если оценить вашу общую работоспособность.
- Если оценить ваше половое влечение.
- Если оценить вашу физическую форму, силу.
- Если оценить состояние вашего интеллекта, ума.
- Если иметь в виду состояние вашего здоровья.
- Если оценить ваше преобладающее настроение, чувства.
- Когда просыпаетесь.
- Когда разговариваете с пожилыми людьми.
- Чаще всего сколько вам лет в ваших снах?
- . Когда разговариваете с маленькими детьми.
Подсчитайте среднюю величину названных вами возрастов и сравните с вашим паспортным возрастом. Чем больше полученная разница со знаком «+», тем меньше ваш психологический возраст, тем моложе вы себя ощущаете. Если же разница получается со знаком «‑», то вы ощущаете себя старше своего паспортного возраста.
Методика «Временные децентрации»
Авторы: Е. И. Головаха, А. А. Кроник
Цель : изучение временной направленности человека. Инструкция : с помощью предлагаемых шкал попытайтесь оценить свои переживания времени в настоящий период вашей жизни. Если вы в большей мере согласны с утверждением, приведенным на одном из концов шкалы, обозначьте ответ следующим образом:
1–1–1–1–1–1–1
1–1–1–1–1–1–1
Если вы в одинаковой мере согласны с обоими утверждениями, поместите вашу отметку в середине шкалы:
1–1–1–1–1–1–1
Промежуточные оценки соответствуют большему или меньшему согласию с тем или иным утверждением.
Бланк для ответов
- Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим
- Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу настоящим
- Я живу настоящим 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим
Обработка результатов
Максимальная оценка каждой из ориентаций – 14 баллов, она соответствует следующим ответам:
Максимальная ориентация на настоящее
- Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу настоящим
- Я живу настоящим 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим
Максимальная ориентация на прошлое
- Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим
- Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу настоящим
Максимальная ориентация на будущее
- Я живу прошлым 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим
- Я живу настоящим 1–1–1–1–1–1–1 Я живу будущим
Минимальная выраженность каждой ориентации равна двум баллам. Ей соответствуют ответы, противоположные приведенным.
Опросник «Ваш социальный возраст»
Опросник несколько изменен [ Е. И. ]: по содержанию двух вопросов и по вариантам ответов на некоторые вопросы (3–4 варианта ответов сведены к двум).
Текст опросника
1. Любите ли вы компьютерные игры?
- а) Да.
- б) Нет.
2. Любите ли вы мульфильмы?
- а) Да.
- б) Нет.
3. Фильм с участием каких актеров вы бы предпочли посмотреть?
- а) Сильвестр Сталоне, Жан‑Клод Вандам.
- б) Ричард Гир, Аль Пачино.
4. Любите ли вы жевательную резинку?
- а) Да.
- б) Нет.
5. Являетесь ли вы спортивным фанатом?
- а) Да.
- б) Нет.
6. Какой тип музыки вы бы предпочли?
- а) Поп, реп, рок‑н‑ролл.
- б) Классическая, джаз, кантри.
7. Как часто вы хотели бы смотреть порножурналы?
- а) Часто.
- б) Изредка.
8. Как вы относитесь к труду?
- а) Неприятная необходимость.
- б) Жизненная потребность человека.
9. Хотелось бы вам иметь детей?
- а) Нет.
- б) Да.
10. Находясь в группе, вы проявляете заботу о других?
- а) Не всегда.
- б) Почти всегда.
11. Важны ли для вас тусовки?
- а) Очень важны.
- б) Не важны.
12. Какой автомобиль вы бы предпочли иметь?
- а) Седан.
- б) Джип.
13. Любите ли вы кока‑колу, пепси и другие подобные напитки?
- а) Да.
- б) Нет.
14. Часто ли вы нарушаете правила дорожного движения?
- а) Часто.
- б) Очень редко.
15. Что для вас в семье главное?
- а) Половые отношения.
- б) Взаимопонимание, дети.
16. Если бы была возможность выбора, то кем бы вы хотели стать?
- а) Знаменитым киноартистом, эстрадным певцом, преуспевающим бизнесменом.
- б) Влиятельным политиком, преподавателем, консультантом, профессором.
Анализ полученных ответов
В зависимости от ответов на вопросы («а» или «б») выделяют четыре социальных возраста: «ребенок» (13–16 ответов «а» и 0–3 ответа «б»), «подросток» (9–12 ответов «а» и 4–7 ответов «б»), «родитель» (3–8 ответов «а» и 8–13 ответов «б»), «патриарх» (0–3 ответа «а» и 13–16 ответов «б»).
- « Ребенок ». Усвоен минимальный уровень социальных норм. Не очень понимает, что такое ответственность перед обществом, только берет и ничего не дает. Всецело увлечен собственными чувствами и переживаниями. Считает, что все ему должны. Понимание чужой боли и страданий практически отсутствует.
- « Подросток ». Понимает, что есть социальные нормы, но стремится ими пренебречь, когда они противоречат его личным интересам. Преобладающее чувство – конфликт между личными и общественными интересами. При этом стремится все решить в свою пользу, явно нарушая интересы других, но отказывается признаться в этом. Притуплено ощущение чужой боли и страданий.
- « Родитель ». У такого индивида начинается период гармонизации личных и общественных интересов. Понимание важности общественных интересов способно вызывать отдельные альтруистические поступки.
- « Патриарх ». Это индивид с высоким уровнем социальной ответственности, носитель моральных эталонов, готов к искреннему альтруизму.