Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко

Методика направлена на выявление уровня эмоциональной эффективности в общении и выявление типа эмоциональных помех.

Инструкция. Прочитайте каждое суждение и ответьте на него «да», если согласны с ним, или «нет», если не согласны.

Текст опросника
1.    Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2.    Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров.
3.    В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4.    Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5.    Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6.    Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7.    Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8.    Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, переживание), но он этого не чувствует.
9.    Чаще всего в моих глазах или выражении лица видна озабоченность.
10.    В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11.    Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12.    Если я увлекаюсь разговором, то моя мимика становится излишне выразительной.
13.    Пожалуй, я несколько скован, зажат.
14.    Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15.    Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16.    Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17.    Разговаривая, я излишне жестикулирую.
18.    Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19.    Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20.    Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21.    Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22.    Мне часто почему-то бывает весело без всякой причины.
23.    Мне очень просто сделать, по собственному желанию или по заказу, разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
24.    Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25.    Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

Анализ результатов. Ответы испытуемых сопоставляются с ключом. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Заключение об уровне эмоциональной эффективности в общении делается исходя из суммы набранных баллов (она может колебаться в пределах от 0 до 25). Эмоциональные помехи объединены в пять групп. Если испытуемый набрал 3 и более баллов по какой-либо группе, то делается вывод о наличии конкретных «помех» в установлении эмоциональных контактов.


Уровни эмоциональной эффективности в общении

  • Первый уровень — 0-2 балла — испытуемый плохо видит себя со стороны либо в своих ответах неискренен.
  • Второй уровень — 3-5 баллов — эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.
  • Третий уровень — 6-8 баллов — имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.
  • Четвертый уровень — 9-12 баллов — эмоции в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами.
  • Пятый уровень — 13 и более баллов — эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.
Темы: Методики, Общение
Источник: Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.
Материалы по теме
Методы изучения взаимоотношений
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Методика «Потребность в общении» Ю. М. Орлова
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Искусство договариваться
Стасенко В.Г., Психология общения
Клинический метод диагностики психического расстройства
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Место и природа межличностных отношений
Андреева Г.М., Общение и межличностные отношения
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Шапарь В.Б., Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми...
Учебная речь как сфера общения
Риторика. Вводный курс : [электронный ресурс] учеб. пособие / В.И. Аннушкин. - 5-е издание,...
Оставить комментарий