В формировании дизонтогенеза большую роль играют не только различные по этиологии и патогенезу поражения мозга, но и сами клинические проявления болезни, ее симптоматика. Симптомы болезни обладают определенной вариабельностью, разной степенью тяжести и длительности проявлений. Симптомы болезни делят на негативные и продуктивные.
- К негативным симптомам относят явления «выпадения» в психической деятельности, снижение интеллектуальной и эмоциональной активности, ухудшение процессов мышления, памяти и так далее.
- Продуктивные симптомы связаны с явлениями патологической ирритации психических процессов. Примерами продуктивных расстройств являются различные невротические и неврозоподобные расстройства, судорожные состояния, страхи, галлюцинации, бредовые идеи.
Эти явления более определенны в психиатрии по отношению к взрослому возрасту. В детском же возрасте часто бывает трудно отграничить негативные симптомы болезни от явлений дизонтогенеза, при котором «выпадение» функции может быть обусловлено нарушением ее развития. Продуктивные болезненные симптомы являются более отдаленными от проявлений дизонтогенеза, они могут указывать на остроту болезни. Например, психомоторная возбудимость, аффективные расстройства, эпилептические припадки и другие симптомы могут играть существенную роль в образовании ряда отклонений развития и тем самым способствовать формированию специфического типа дизонтогенеза.
Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза являются так называемые возрастные симптомы, отражающие патологически искаженные и утрированные проявления нормального детского развития. Возникновение этих симптомов тесно связано с онтогенетическим уровнем реагирования на ту или иную вредность.
В.В. Ковалев (1979) дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков в ответ на различные вредности следующим образом:
- Сомато-вегетативный (0-3 года) - для него характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. Данный уровень является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его достаточной зрелости.
- Психомоторный (4-10 лет) - включает преимущественно гипердинамические расстройства различного гене-за: психомоторную возбудимость, тики, заикания. Данный уровень обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора.
- Аффективный (7-12 лет) - характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости с явлениями негативизма и агрессии. В этиологии расстройств данного типа все же большое значение имеют психогении.
- Эмоционально-идеаторный уровень (12-16 лет) - является ведущим в пре- и особенно в пубертатном возрасте. В патологии это, прежде всего, проявления в так называемых «патологических реакциях пубертатного возраста». Они заключаются, с одной стороны, в сверхценных увлечениях и интересах, а с другой - в сверхценных ипохондрических идеях, идеях мнимого уродства (дисморфофобия), психогенных протестах - реакциях оппозиции, эмансипации, протеста.
При квалификации психических отклонений клинический психолог исходит все же из закономерностей нормального развития, опираясь на положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия и др.). Один из аспектов детского развития - это становление в раннем детском возрасте психических функций и формирование межфункциональных связей. Нарушение этого процесса приводит к возникновению различных отклонений в психическом развитии ребенка.
В норме психическое развитие имеет сложную организацию, развивающийся ребенок все время находится в процессе не только качественных, но и количественных изменений. При нормальном развитии межфункциональные связи складываются в процессе гетерохронии. В патологии же возникают различные диспропорции в развитии.
Первоначально психические процессы развиваются независимо друг от друга. Например, Л.С. Выготский писал, что линии развития речи и мышления у ребенка до двух лет не связаны друг с другом. В 2-3 года можно наблюдать быстрое развитие экспрессивной речи при отставании смысловой. Наполнение смыслами - следующий этап в развитии мышления и речи. В норме состояние независимости функций носит временный характер. В патологии эта независимость превращается в изоляцию функций друг от друга. Изолированная функция останавливается в развитии, с другой стороны она не может подкреплять собой развитие других функций.
На более поздних этапах развития ребенка можно выделить ассоциативный тип связи между функциями: у ребенка формируются устойчивые связи между отдельными звеньями психического процесса, однако жесткая система связей не способна адекватно и пластично реагировать на изменяющиеся условия среды. В патологии этот тип связи может проявляться в форме инертности психических процессов, что приводит к нарушению возможности образования более пластичных иерархических связей, к регрессии развития.
Более совершенный тип связи между функциями - иерархический. Как показал Н.А. Бернштейн, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов, выделением ведущих (смысловых) и технических уровней, а также определенной автономностью отдельных систем, каждая из которых решает свою «личную задачу».
В нормальном системогенезе эти типы связей - временная независимость, жесткие связи и иерархические связи - отражают уровни функциональной организации психических процессов. Их перестройки и усложнение протекают в определенной хронологической последовательности, обусловленной законом гетерохронии. При различных дисфункциях в первую очередь страдает развитие сложных межфункциональных связей, наблюдается диспропорция развития.
Среди основных диспропорций развития можно выделить:
- явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм.
- патологическая акселерация отдельной функции - чрезмерно раннее изолированное развитие функции, сочетающееся с отставанием, ретардацией других функций.
Таким образом, можно встретить следующие нарушения межфункциональных связей: явления стойкой изоляции, фиксации, нарушение инволюции психических функций, временные и стойкие регрессии.
Классификации нарушений развития отличаются друг от друга признаками, используемыми в качестве основы для типизации. В качестве критерия может быть взят признак времени возникновения нарушения, тогда можно выделить группы врожденные и приобретенные нарушения. Другим основанием для классификации может выступать свойство обратимости нарушения. В этом случае можно выделить обратимые и необратимые расстройства. Другим подходом является классификация на основе главной причины возникновения нарушения - этиология.
Ряд классификаций в качестве основополагающего критерия использует признаки темпа психического развития и последовательность формирования разных сторон психической деятельности. В частности, Г.Е. Сухарева (1959) выделяет три типа психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Д. Каннер (1955) различает недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близок к данным классификациям подход Я. Лутца (1968), в котором он различает пять видов дизонтогенеза:
- Необратимое недоразвитие (пример, олигофрения).
- Дисгармоничное развитие (пример, психопатия).
- Регрессирующее развитие (пример, дегенеративное заболевание).
- Альтернирующее развитие (пример, соматическая патология).
- Развитие, измененное по качеству и направлению (пример, шизофрения).
По мнению Г.К. Ушакова (1973) и В.В. Ковалева (1979), основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются:
- Ретардация, то есть замедление или стойкое психическое недоразвитие (общее и парциальное).
- Асинхрония как неравномерное дисгармоничное развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.
В.В. Лебединским была предложена типология дизонтогенеза, включающая шесть типов, сгруппированных в три группы по механизму формирования:
1. Отставание в развитии:
- 1.1. Недоразвитие (пример, олигофрения).
- 1.2. Задержанное развитие (пример, инфантилизм).
2. Поломка в развитии:
- 2.1. Поврежденное развитие (пример, эпилепсия).
- 2.2. Дефицитарное развитие (пример, развитие рано ослепшего ребенка).
3. Асинхрония развития.
- 3.1. Искаженное развитие (пример, ранний детский аутизм).
- 3.2. Дисгармоничное развитие (пример, патохарактерологическое развитие).
Как показывают клинико-психологические данные при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-то ведущего.