Факторы развития аномального ребенка

1. Степень и качество первичного дефекта существенно влияют на развитие ребенка. Известны тотальные и парциальные дефекты при сенсорных нарушениях, которые отличают глухих от слабослышащих, слепых от слабовидящих. Между ними имеется ряд переходных состояний – остатки слуха у глухих, остатки зрения у слепых, разная степень снижения слуха при тугоухости, снижения зрения при слабовидении. Подобное наблюдается при любом виде аномалий. Чем тяжелее и глубже первичный дефект, тем больше могут пострадать зависящие от него функции и психическое развитие в целом, тем больше требуется усилий для его преодоления. Например, в большей степени нарушено развитие у ребенка глухого, нежели у слабослышащего.

2. Срок возникновения первичного дефекта. Чем позже он возникает, тем меньше выражен дефицит психического развития. Например, меньше нарушено развитие у ребенка, потерявшего зрение в подростковом возрасте, нежели у слепорожденного.

3. Наличие и ранний срок применения по отношению к аномальному ребенку воспитывающих и обучающих воздействий. Психическое развитие нормального ребенка во многом осуществляется путем широкого социального общения с окружающими. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем развитие нормального ребенка, зависит от обучения, от системы коррекционных мероприятий, учитывающих специфику дефекта. При отсутствии специального обучения или его позднем начале тормозится психическое развитие аномального ребенка, усиливаются вторичные дефекты, углубляется отставание от сверстников, потенциальные компенсаторные способности могут остаться нереализованными. Чрезвычайно важны раннее обнаружение отклонений в развитии, правильная диагностика первичного дефекта, раннее начало коррекции. Если не происходит раннее распознавание и коррекция дефекта, то при аномальном развитии будут наблюдаться разной степени двигательные нарушения, сужающие круг практической деятельности, обедняющие жизненный опыт ребенка. Нарушается развитие речи, восприятия, памяти, личности. Недоразвитие речи не только нарушает общение, но и задерживает развитие восприятия и целенаправленного наблюдения, препятствует развитию словесно-логического мышления и памяти. Не развивается игровая деятельность и воспитывающиеся в ее условиях навыки поведения в группе, подготавливающие ребенка к обучению в школе и формирующие его личность. Положительная динамика развития аномальных детей зависит также от адекватных условий воспитания в семье.

Преодоление первичного дефекта требует медицинского воздействия, которое часто оказывается малоэффективным. Вторичные же дефекты в значительной степени поддаются педагогическому воздействию, коррекции. Выготский Л.С. отмечал, что чем дальше вторичный дефект отстоит от первичного, тем больше он поддается воспитательному воздействию. Труднее корректировать низшие процессы, непосредственно связанные с дефектом, чем высшие психические функции, которые связаны с первичным дефектом лишь опосредованно. Например, труднее корректировать недостатки произношения глухих детей, нуждающегося в акустическом контроле, чем их словарный запас, грамматический и семантический строй, которые исправляются с помощью письменной речи.

Источник: 
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.