Типы нарушения психического развития

Типы нарушения психического развития (В.В. Лебединский):

  • недоразвитие,
  • задержанное развитие,
  • поврежденное развитие,
  • дефицитарное развитие,
  • искаженное развитие,
  • дисгармоничное развитие.

Для общего стойкого недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (типичный пример стойкого недоразвития – умственная отсталость). Вторичный дефект при олигофрении формируется за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций, а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие. Характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Формирование иерархических связей грубо затруднено. В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь).

Для задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм. Первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие же уровни страдают вторично. Парциальность поражения и большая сохранность высших регуляторных систем отличают задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяют лучший прогноз и возможность коррекции.

Поврежденное развитие имеет то же происхождение, что и органическое недоразвитие психики либо задержанное (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС). Отличие – более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция, при которой отмечаются расстройства эмоциональной сферы, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом, распад сложных иерархических связей, грубый регресс интеллекта и поведения.

Дефицитарное развитие связано с тяжелым повреждением либо недоразвитием отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также с рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других анализаторов и интеллекта. Эта компенсация осуществляется в условиях адекватного обучения и воспитания. При недостаточности коррекционных воздействий возникающая депривация приводит к нарушению познавательного и личностного развития ребенка.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний. Наиболее характерной моделью искаженного развития является ранний детский аутизм, когда ярко выражена асинхрония: преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование моторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

Дисгармоническое развитие сходно с искаженным развитием сочетанием явлений ретардации и парциальной акселерации. Отличие дисгармонического развития состоит в том, что его основой является не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, а также патологическое формирование личности в результате неправильных условий воспитания. Диспропорциональность психики порождает аномалии личности, для которых характерна неадекватная реакция на внешние раздражители, вследствие чего нарушается поведение и затрудняется социальная адаптация.

Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и недоразвитие («олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

Ключевые слова: Психика, Развитие, Расстройства
Источник: Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.
Материалы по теме
Нарушения психического развития
Ги Палмад, Психотерапия
Экспериментально-психологические исследования в психиатрии
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Закономерности развития аномальных детей
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Показатели психического развития ребенка и методы их изучения
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Особенности психического развития в дошкольном возрасте
Марцинковская. Детская практическая психология
Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Психосоциальные стадии развития личности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Психическое развитие ребенка первого года жизни
Урунтаева Г.А., Детская психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий