Типы нарушения психического развития

Типы нарушения психического развития (В.В. Лебединский):

  • недоразвитие,
  • задержанное развитие,
  • поврежденное развитие,
  • дефицитарное развитие,
  • искаженное развитие,
  • дисгармоничное развитие.

Для общего стойкого недоразвития характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга (типичный пример стойкого недоразвития – умственная отсталость). Вторичный дефект при олигофрении формируется за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций, а также в определенной мере и недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие. Характерна выраженная инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях. Формирование иерархических связей грубо затруднено. В асинхронии развития преобладают явления ретардации. Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций (мышление, речь).

Для задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Наблюдается инертная фиксация более элементарных связей, преимущественно в базальных звеньях, что ведет к временной задержке инволюции более ранних форм. Первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие же уровни страдают вторично. Парциальность поражения и большая сохранность высших регуляторных систем отличают задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяют лучший прогноз и возможность коррекции.

Поврежденное развитие имеет то же происхождение, что и органическое недоразвитие психики либо задержанное (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС). Отличие – более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция, при которой отмечаются расстройства эмоциональной сферы, тяжелые нарушения целенаправленной деятельности и личности в целом, распад сложных иерархических связей, грубый регресс интеллекта и поведения.

Дефицитарное развитие связано с тяжелым повреждением либо недоразвитием отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, а также с рядом инвалидизирующих хронических соматических заболеваний. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Асинхрония проявляется в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Дефицитарность отдельных сенсорных и моторных систем способствует возникновению явлений изоляции. Так, нарушение зрения приводит к недоразвитию координации между речью и действием. Дефицитарное развитие при нарушениях отдельных сенсорных систем дает наиболее яркие примеры компенсации за счет сохранности других анализаторов и интеллекта. Эта компенсация осуществляется в условиях адекватного обучения и воспитания. При недостаточности коррекционных воздействий возникающая депривация приводит к нарушению познавательного и личностного развития ребенка.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний. Наиболее характерной моделью искаженного развития является ранний детский аутизм, когда ярко выражена асинхрония: преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование моторных функций, а в более старшем возрасте развитие вербального интеллекта парадоксально опережает становление предметных навыков. Большое значение имеют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

Дисгармоническое развитие сходно с искаженным развитием сочетанием явлений ретардации и парциальной акселерации. Отличие дисгармонического развития состоит в том, что его основой является не текущий болезненный процесс, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, а также патологическое формирование личности в результате неправильных условий воспитания. Диспропорциональность психики порождает аномалии личности, для которых характерна неадекватная реакция на внешние раздражители, вследствие чего нарушается поведение и затрудняется социальная адаптация.

Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и недоразвитие («олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса).

Ключевые слова: Психика, Развитие, Расстройства
Источник: Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.
Материалы по теме
Нарушения психического развития
Ги Палмад, Психотерапия
Факторы развития аномального ребенка
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Теории психического развития ребенка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Психическое развитие при дефиците сенсорных систем
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Психоаналитическая теория психического развития Фрейда
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Особенности психического развития в раннем возрасте
Урунтаева Г.А., Детская психология
Речь у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Нарушение психических функций при поражении вторичных полей кожно-кинестетического анализатора
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий