Нарушения психического развития

Детская психиатрия представляет собой крайне сложную область. Мы можем дать только фрагментарные пояснения.

Среди задержек и остановок развития различают расстройства характера, эпизодические аномалии.
а) Задержки и остановки развития. Могут быть вызваны самыми разнообразными причинами. Среди наиболее распространенных причин: микседема и наследственный сифилис. По степени умственной отсталости различают:
• идиот, психический возраст на уровне 2 лет;
• имбецил, психический возраст между 2 и 7 годами;
• дебил, психический возраст между 7 и 14 годами.

Идиотия проявляется на первом году жизни. Имбецильность может быть спрогнозирована начиная с 2 лет. Дебильность отчетливо проявляется в школьном возрасте. Она выявляется с точностью при помощи тестов уровня психического развития (Бине-Симона).

б) Расстройства характера. Случается, что задержки развития интеллекта спровоцированы расстройствами характера. В других случаях, имея уровень умственного развития равный или превосходящий уровень умственного развития своего возраста, показывая себя способными к потребности расширить свои познания, некоторые субъекты имеют более или менее серьезные расстройства характера.

Среди расстройств характера в детстве находят личностные черты, которые предвещают расстройства характера у взрослого субъекта. Среди них различаются: нестабильные, эмоциональные, тревожные, одержимые, страдающие циклотимией, перверсией, шизоидные, параноики, эпилептические, мифоманы и страдающие питиатизмом.

в) Аутизм. В общих чертах аутизм характеризуется поляризацией психической жизни субъекта на своем внутреннем мире, чему соответствует потеря связей с внешним миром. В этом случае он проявляется как фундаментальная составляющая шизофренической структуры.

У ребенка можно выявить наличие раннего детского аутизма, который проявляется со второго года жизни. Речь идет об автономном заболевании, которое влечет за собой неспособность устанавливать нормальные отношения с окружающими и которое может заставить поверить в умственную отсталость или глухоту. Аутичный ребенок держится в стороне, избегая любого контакта с людьми. Он переходит от молчания к своего рода речи, которая не позволяет обеспечить межличностную коммуникацию. Однако он может отличаться ловкостью, хорошей памятью, и если найти подход, его речь может показаться больше загадочной, чем лишенной всякого смысла. Пертурбация аффективного контакта представляется основным фактором.

г) Психическая анорексия. Психическая анорексия уже упоминалась в расстройствах характера и поведения. Здесь она упоминается, когда речь идет о заболевании, касающемся в основном девушек и детей. В своей самой классической форме она проявляется у девушек в возрасте между 13 и 20 годами, которые начинают постепенно ограничивать себя в еде без существенных поводов. Реальная потеря аппетита проявляется по истечении некоторого времени чаще всего вместе с аменореей.

Описана психическая анорексия грудного ребенка (в случае отнятия от груди, изменения режима, смены кормилицы). Психическая анорексия может существовать у взрослых женщин. Мужская психическая анорексия гораздо реже в своей основной форме, чем у девушек.

д) Дислексия, Речь идет об особой трудности восприятия письменного языка: несмотря на нормальную школьную подготовку, процесс чтения остается затрудненным, часто непонятным, с многочисленными ошибками, которые затем наблюдаются и в правописании. Последствия дислексии могут быть значительными, привести к чему-либо типа «социальной слабости/увечью». Однако проблема заключается в различении «истинной дислексии», при которой перцептивно-двигательная организация чаще всего нарушена, «простых» нарушений речи или понимания речи, орфографических сложностей, которые могут иметь другие причины.

е) Кратковременные расстройства. У некоторых детей наблюдаются расстройства, которые исчезают сами по себе. В других случаях расстройства связаны либо со здоровьем (хронический аппендицит, первичный (туберкулезный) комплекс, скачок роста и т. д.), либо с нетяжелым семейным конфликтом, либо с социальными причинами. Они исчезают, когда разрешаются органические пертурбации, семейные или социальные, которые их детерминируют.

Источник: 
Ги Палмад, Психотерапия