Массовая культура

Массовая культура - специфический и характерный для XX в. этап развития культуры, характеризующийся своей теснейшей связью с массовыми коммуникациями и техническими достижениями. Массовая культура - это совокупность культурных ценностей, явлений, видов искусства и жанров, получивших развитие и распространение на базе современных технологий и средств массовой коммуникации и информации. Поэтому становление ее прочно связано с развитием радио, кино, телевидения, видео, компьютеров, электронных сетей типа Интернет, современной газетно-журнальной индустрии и рекламы.


Значение массовой культуры заключается в том, что она оказалась не просто одной из разновидностей культуры, а фактически обозначила качественные изменения в содержании, функционировании и распространении мировой культуры, всеобъемлющее влияние массовой культуры на человека и общественную жизнь превратили ее в господствующий тип культуры XX в. Родиной массовой культуры принято считать США, а наиболее характерными ее образцами - продукцию Голливуда и ведущих мировых телевизионных каналов. Поэтому массовую культуру часто противопоставляется классической европейской и элитарной культурам, для которых наивысшей ценностью являются духовность интеллектуализм образованность высокие стандарта нравственности и понимания красоты а также свободная творческая деятельность самобытной одаренной личности создающей произведения отличающиеся неоспоримыми уникальными качествами.

Отныне все это частично утрачивает свое значение и, превратившись в разновидность высокоэффективного индустриального производства, массовая культура обеспечила процессы интеграции, консолидации и объединения в жизни современного общества, осваивая и подчиняя себе традиционные пространства, области и отрасли национальных, народных, религиозных и региональных культур, а также субкультуры отдельных слоев населения. Глубокие трансформации в творчестве, содержании, передаче и потреблении продуктов и произведений культуры создают условия для универсального и глобального воздействия на человека, и эти коренные отличия массовой культуры от культуры классической рассмотрены в широко известных работах М. Маклюэна (1911-1980).

В свою очередь, глобализация культурно-исторических процессов, втягивание в них огромного количества людей и всеобъемлющий характер проникновения достижений научно-технического прогресса в их повседневное существование - все это делает массовую культуру одним из решающих факторов всеобщей массовизации, стандартизации и нивелирования современной жизни и сознания людей. Поэтому содержание массовой культуры чаще всего раскрывается в тесной связи с понятиями «массовое сознание», «массы», «массовое общество» и «массовый человек». На фоне многовекового развития культуры это явление массовости, по мнению русского философа Н.А. Бердяева (1878-1948), «перерождает характер культуры и превращает ее в феномен другого порядка, которому нужно дать другое имя». Оказавшись во многом отвлеченной от задач развития духовности, интеллекта, знания и образованности, массовая культура прежде всего развивается как культура зрелищ, так как одной из важнейших для нее стала компенсаторная и развлекательная функции. Она обращается к низовым, повседневным сферам поведения и жизни людей, утверждает стереотипные и понятные представления о человеческих отношениях, и в связи с этим в массовой культуре происходит опрощение проблематики, ценностей, оценок и самой формы произведений.

В связи с ориентацией ее на интерпретацию повседневности, одной из особенностей ее содержания и функционирования стало создание некой виртуальной реальности, по существу, почти неотличимой от действительности. Поэтому массовая культура стремится активизировать и расширить в первую очередь не столько интеллектуальные, сколько психологические и психофизиологические механизмы восприятия по широкому спектру - от радостей наслаждения до страха и ужаса. Это облегчает проникновение текстов, оценок и ценностей массовой культуры в массовое сознание и объясняет то, что не только произведения и создатели массовой культуры, но и образ жизни предметы быта появившиеся например на экране телевизора способны вторгнуться в обыденную жизнь людей становясь составной частью их повседневной культуры. Поэтому массовая культура оказалась теснейшим образом связана с потреблением она становится частью рыночного механизма торговли нацеливая человека на удовлетворение не столько духовных, но прежде всего материальных потребностей.

В результате массовая культура характеризуется всепроникающей коммерциализацией, когда целью творчества и его критерием является не художественная ценность произведения, а рыночный успех, что привело к разработке различного типа систем оценки (рейтинги, хит-парады). Поэтому ставится вопрос о правомочности применения самого понятия художественности к продуктам массовой культуры. В связи с этим существует устойчивая традиция критики массовой культуры как в западной, так и в отечественной философии культуры и социологии. При этом чаще всего массовая культура сопоставляется с классическим наследием, с элитарной культурой или оценивается как одно из проявлений тоталитарных тенденций, свойственных современной капиталистической цивилизации. Массовая культура рассматривается как одно из современных средств манипулирования сознанием людей, навязывания им иллюзорных, превратных взглядов на мир, рыночных целей и ориентаций, что, превращая человека в потребителя, обедняет его духовный мир, эксплуатируя в основном подсознательную сферу. Массовая культура размывает критерии художественной оценки произведения, превращая его в товар и источник прибыли. Во многих случаях она становится настоящей «фабрикой грез», утверждает не только упрощенный, но и идеализированный образ жизни, культивирует идолопоклонство.

В этом плане объектами критического анализа становятся такие широко распространенные жанры и виды массовой культуры, как детективы, фильмы ужасов, катастроф, эротические и фантастические фильмы и романы, отдельные направления рок-музыки, развлекательные телевизионные программы и реклама. Одновременно вызывает нарекания неточность и расплывчатость самого понятия массовой культуры, что приводит к попыткам дать всем этим явлениям другое название: «поп культура», «развлекательная культура», «коммерческое искусство», «искусство шоу-бизнеса» и т. п.

Специфические признаки серийного характера массовой культуры:
• примитивизация отношений между людьми;
• развлекательность, забавность, сентиментальность;
• натуралистическое смакование насилия и секса;
• культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами;
• культ посредственности, условность примитивной символики.

Вместе с тем существует расширительное понимание массовой культуры, когда она трактуется как новый, соответствующий эпохе научно-технической революции неклассический тип культуры XX в. С этой точки зрения, она является неотъемлемым фактором демократизации современного общества, так как она отвечает на потребности социализации, регулирования поведения и выработки жизненных ориентиров, формирования собственной индивидуальной картины мира для огромной массы населения в сфере повседневной культуры индустриальной и постиндустриальной цивилизации. В то же время организация и обустройство повседневности, необходимость широкого распространения культуры и обеспечения культурного досуга повлекли за собой неизбежные издержки: по сравнению с элитарной культурой массовый ее вариант и по форме, и по содержанию должен быть максимально доступным и универсальным, а четкость, жесткость структуры произведений массовой культуры диктует относительную смысловую их бедность и стереотипность.

Развитие информационно-компьютерной культуры в последней трети XX в., сохраняя противоречивый характер массовой культуры, придает ей новые черты и характеристики, отразившиеся в термине. «Вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом «полос» идей, собранных и систематизированных, нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации - рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими-то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки». «Некоторые из нас ломаются под таким давлением, отступают, испытывая апатию и гнев. Другие постоянно растут, формируют себя и становятся компетентными, грамотными людьми, способными работать на высшем уровне» (Э. Тоффлер). Фрагментальность небывалое разнообразие и огромный скачок в увеличении доступного отдельному человеку информационного и культурного материала заставляют современного человека отбирать и собирать из разрозненных фрагментов индивидуальную картину мира что оказывается созвучно в нынешней массовой культуре состоянию постмодернизма характеризующего в целом культуру этой эпохи.

В результате, преодолевая некоторые свои негативные черты, в настоящее время массовая культура обеспечивает массовый спрос на культурную продукцию и в современных условиях все чаще выполняет информационные, образовательные и просветительские функции, когда благодаря средствам массовой коммуникации человек становится участником общемировых культурных процессов. Громадному количеству людей массовая культура обеспечила доступ к духовному наследию прошлых эпох, великим произведениям мировой художественной культуры. На основе некоторых своих выдающихся достижений в 1980—90-е гг. западная массовая культура получила развитие в виде так называемой средней культуры, для которой характерно соединение качеств высокой культуры с общедоступными ее особенностями, видами и технологическими способами создания произведений Эти произведения утверждают позитивные нравственные нормы поведения и жизненной ориентации, в них ставятся экологические проблемы происходит популяризация научных знаний и пробуждается интерес к историческому прошлому.

«Человек - масса» X. Ортега-и-Гассета. В работе «Восстание масс» автор говорит о двух тенденциях в духовной культуре:
1) элитарно-исключительной,
2) «омассовляющей», характеризующейся невысокими вкусовыми и ценностными ориентациями толпы.

«Герои исчезли, остался хор» - этими словами подчеркивается процесс потери индивидуальности в XX в. Хор тождественен массе, которая синонимом некоей среднестатистической, заурядной единицы. Философ говорит о том, что в социуме появляется новый феномен - человек массы. Это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от других, хорошего или дурного, кто чувствует «точь в точь» как все остальные, но при том, настолько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себя как все. Такого человека философ именует массовым типом, «чернью». Но при этом Ортега-и-Гассет подчеркивает, что такой человек не есть порождение иерархического разделения на классы, так как в любом классе есть те, кто доволен собой, воспринимая свою заурядность как должное.

Массы - это вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляющие свое право на вульгарность и причем, повсюду. Такая масса вытесняет все непохожее, особенное, личностное, избранное, качественное, отличное от нее самой.

Предпосылки возникновения «человека массы»:
Экономические. Рост материального состояния, освобождение человека от помех и ограничений в XX в., получение им комфорта и общественного порядка.
Правовые. Реальное равенство людей перед законом, отсутствие правовых привилегий, отмена каст и сословий, укоренение ценностей материальной демократии, политический плюрализм, готовность к толерантности.
Научно-технические. Развитие научно-технического прогресса, который стимулировал развитие науки прикладного характера, а на ее основе - индивидуализацию производства, его расширение.
Культурные. Принципиальное изменение в иерархии традиционных духовных ценностей. Человек, довольный собой, лишен способности к критическому восприятию самого себя, он не в состоянии познать и понять свое несовершенство, сравнивая себя с другими. Духовный мир чужд человеку толпы.

Ключевые слова: Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
История понятия культура
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Особенности русской культуры
Монина Н.П., Культурология
Социология культуры как отрасль социологического знания
Ритерман Т.П., Социология
Методы культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Мультикультурализм и поликультурализм
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Черты культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Оставить комментарий