Под манипуляцией понимают скрытое (или подсознательное) воздействие на собеседника с целью добиться поведения, выгодного манипулятору. Подсознательное воздействие придает манипуляции некий мистический оттенок, что многих людей настораживает. В этой связи манипуляция иногда расценивается как вид противоправного поведения. В этом аспекте манипуляцию следует рассматривать как источник межличностного конфликта.
В настоящем разделе информация подается по следующей схеме: «Что такое манипулирование», «Виды манипулирования», «Содержание манипулирования», «Способы преодоления манипуляций».
Феномен манипулирования известен давно. Так, еще в середине 19-го века на эту тему высказался Оскар Уайльд, английский драматург второй половины XIX века, он писал: «Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав». Известно, что в манипулятивных целях принимают и соглашаются с ошибочным поведением партнера. Можно сказать, что манипулятору нравится, когда другой человек (или партнер по общению) ошибается. Это дает возможность позлорадствовать в адрес неудач конкурента, или просто неприятного человека.
Манипуляция может быть грубой, когда бесцеремонно обманывают партнера по общению, но чаще это вид воздействия, при котором человека бессознательно настраивают на совершение поведения, не совпадающего с его желаниями.
Как вид психологического воздействия на человека теория манипуляции стала активно изучаться после открытий в начале XX века идей школы бихевиоризма. Напомним, что в бихевиоризме поведение человека является автоматическим ответом на стимульное воздействие извне. Следует подчеркнуть, что понимание детерминантов поведения в современной научной школе психологии сознания совершенно другое, например, признается, что поведение человека обусловлено его индивидуальным мышлением интеллектуальной оценкой ситуации.
Таким образом, в манипулировании реакция другого человека - это автоматическое, т. е. бездумное, его поведение в ответ на воздействие со стороны. Соответственно, стимул - это воздействие (в словах, жестах, поступках), запускающее автоматическое поведение партнера (или даже группы людей).
Манипулирование можно представить как простым, так и сложным явлением. Самым простым манипулированием является поведенческий ответ партнера на приветствие «здравствуйте». Элементарное манипулирование присутствует во всех случаях, когда человек применяет известные воздействия, привязанные к конкретным эмоциям: «угроза - эмоция страха», «поощрение - эмоция радости», «увольнение (или угроза увольнения) - эмоция печали». Сложнее манипуляции, ориентированные на индивидуально-психологические качества человека. В данном случае манипулятором подбираются воздействия, отвечающие психотипу партнера по общению. Знание психотипа партнера позволяет использовать угрозу с целью инициации злости, а поощрения - с целью притупить бдительность партнера. Еще более сложное манипулирование проявляется в схеме воздействия, когда партнер по общению совершенно не подозревает, что его используют. Можно сказать, что это высший уровень манипулирования, состоящий из серии воздействий, конечной целью которых является нужное (запланированное поведение) партнера или людей.
Замечено, что прием манипулирования используют люди, которым работа (или учеба) не нравится или они устали от нее. В этом случае манипуляция другими людьми превращается в развлечение. Преподаватель «развлекается», когда запугивает студентов сложностями на экзамене. В свою очередь, студенты, манипулируют преподавателем, «развлекаясь» жалобами на нездоровье и на проблемы в семье.
Манипуляцию применяют в ситуации, когда предполагают решить насущные вопросы наиболее коротким путем, не прибегая к длительным и напряженным усилиям. Наглядным примером может послужить взятка чиновнику для решения вопросов, входящих в его компетенцию. Манипуляцией также является взятка преподавателю вуза от студента, который не хочет готовиться к экзамену.
Искусный манипулятор знает, что нужно сказать или сделать в адрес партнера, чтобы разозлить его или, наоборот, задобрить. То есть в представлениях манипулятора обязательно содержится знание о том, какая реакция должна последовать на предъявленный стимул. Поэтому эффективная манипуляция всегда исходит от профессионала, знающего о последствиях своих приемов и действий.
Манипулирование поведением других может быть рассмотрено с позиции негатива и позитива. Так, негативное манипулирование основано на вызове эмоций партнера, тогда как позитивное - ориентировано на активацию его мышления. Стимулирование эмоций - это стимулирование поведения, соответствующего этим эмоциям. Например, вызов у партнера эмоции страха заставляет его убегать, а при вызове эмоции гнева, наоборот, драться. Стимуляция мышления является позитивным манипулированием, так как заставляет человека оценивать ситуацию, искать способы ее разрешения.
Стимуляция эмоций и мышления может осуществляться в одних словах, но с различным семантическим содержанием. Например, эмоция страха включается после слов: «Я тебя накажу, так как ты не выполнил задание». Манипуляция с ориентацией на мышление предполагает другой речевой оборот, например: «Давай подумаем, что можно сделать в этой ситуации, чтобы в оставшееся время выполнить задание».
Часто манипуляцией занят тревожный человек, особенно который беспокоится по поводу своей работы. Для него лучший способ уйти от тревоги - это заставить тревожиться своих недругов и соперников. Данный прием используют руководители, создавая проблемы своим конкурентам в лице подчиненных. Пока конкуренты волнуются и переживают воздействие в свой адрес, сам манипулятор может быть спокоен. Таким образом, манипулирование в адрес партнера по общению приводит к его закрепощению.
В свою очередь, тревожные люди, если они оцениваются как соперники, также становятся объектом манипулирования. Зная такую особенность человека, манипулятор создает ситуации, усугубляющие тревожность еще больше. Человек начинает совершать ошибки, делает глупости, конфликтует. Конечной целью такого манипулирования является устранение соперника.
Объектом манипулирования являются не только тревожные люди, но и стремление людей к противоречию со всеми и всем. Манипулятор может использовать это стремление людей к поступкам «вопреки». Чаще всего данный психологический феномен стимулируется словами: «у тебя не получится», «ты не дотягиваешь ... «, «у тебя слишком низкий интеллект» и т. д. Человек, поступающий вопреки, сделает то, что от него ожидали: он будет проявлять активность, чтобы «получилось», будет «дотягиваться», «расти интеллектуально». Феномен «вопреки» используется в повседневной жизни в адрес недоброжелателей. Например, чтобы заставить определенных людей совершать «нужные поступки» манипулятор говорит о своих мнимых потребностях, интересах и желаниях. «Недоброжелатели» сделают все наоборот, что и отвечает конечной целью манипулятора.
Существует огромное количество способов манипуляции другими. Автор книги «Психология влияния» Р. Чалдини предлагает способы, или «тактики», влияния на людей, которые в настоящем пособии будут рассматриваться в аспекте манипулирования.
Способы, или тактики, манипулирования основываются на законах функционирования психики. Р. Чалдини выделяет следующие психологические законы:
- взаимного обмена;
- социального доказательства;
- обязательства и последовательности;
- благорасположения;
- авторитетности;
- дефицита.
Перечисленные психологические законы основываются на мыслительных стереотипах человека, направляющих его сознание в определенное русло, что приводит иногда к серьезным ошибкам. Манипуляторы используют эти ошибки в эгоистических целях. Так, мыслительный стереотип, основанный на законе «авторитета», гласит: «Если так говорит авторитетное лицо, это должно быть верно». Манипуляторы ссылаются на мнение авторитетов, которым люди верят без раздумий, их утверждения не обсуждаются (см. эксперимент С. Милграма в разделе «Лидерство ...»).
Мыслительный стереотип, основанный на законе «взаимного обмена»: «Если сделали подарок или оказали услугу, то нужно обязательно ответить тем же». Манипуляция заключается в том, что неприятные или вызывающие неприязнь люди, делая подарок, тем самым вынуждают выполнять их требования.
Мыслительный стереотип, основанный на законе «социального доказательства»: «Если большое количество людей придерживается определенного поведения и мнения, то оно правильное». Во влиянии на человека манипулятор ссылается на мнение большинства, на их поведение, которое для многих людей считается образцовым. Манипулятивными фразами являются: «так делают все» или «мнение большинства всегда правильное».
Мыслительный стереотип, основанный на законе «обязательства и последовательности»: «Если озвучил (дал) обещание, то его нужно обязательно выполнять». Манипулирование заключается в том, что партнера по общению заставляют дать обещание в присутствии других.
Мыслительный стереотип, основанный на законе «дефицита»: «Если услуга или товар стоят высоко, то они качественные». Манипулирование заключается в существенном завышении ценника на товар или услугу.
Мыслительный стереотип, основанный на законе «благорасположения»: «Если поступки совершили знакомые и приятные люди, то их можно и нужно повторять». Чтобы повлиять на человека, манипулятор входит в круг его знакомых или старается понравиться.