Однако не всякое сообщество людей можно назвать социальной группой.
Спонтанно возникающие сообщества людей, среди которых отсутствует устойчивое ожидание, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий, называются квазигруппами.
Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления этого контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. (Невозможно эффективно контролировать беспорядочную толпу или действия людей, выходящих со стадиона после окончания матча.) Признаки квазигруппы:
- спонтанность образования;
- неустойчивость взаимосвязей;
- односторонность взаимодействия (либо восторг, либо протест, либо прием информации);
- кратковременность совместных действий.
Среди разновидностей квазигрупп выделяют публику (аудиторию), толпу, социальные круги.
Понятие «публика» ввел в оборот французский социолог Габриэль де Тард (1843—1904).
Публика — это социальная общность, в основе которой лежит сходство мнений.
Для нее характерно одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь аудитории с коммуникатором (человек, владеющий информацией и доводящий ее до общности). Когда-то, зарождаясь в светских салонах и политических клубах Франции XVIII в., публика стала основным субъектом политических и социальных процессов в связи с развитием средств массовой коммуникации.
В отличие от публики толпа отличается психологическим единством, которое создается физическим контактом. Это временное собрание людей в одном месте, объединенных общим интересом.
Толпа характеризуется рядом признаков:
- повышенной внушаемостью (люди в толпе с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства);
- анонимностью (индивид не выделяется из толпы, чувствует себя в ней неузнанным и незначительным);
- спонтанностью (люди в толпе не задумываются над своими действиями, поскольку их поведение зависит от эмоций);
- неуязвимостью (анонимность приводит к отсутствию социального контроля, и по этой причине каждый снимает с себя ответственность за негативные последствия действия толпы).
Феномен толпы исследовал французский психолог Гюстав Лебон (1841 — 1931). Он отмечал разрушительный потенциал толпы, способной последовать за своим лидером. В зависимости от способа формирования и поведения выделяют четыре вида толпы.
- Случайная толпа — это такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели или бесцельно проводит время. Индивиды эмоционально слабо включены в случайную толпу и могут спокойно отделить себя от нее. Пример такой толпы — очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, самолете, автобусе, гуляющие по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие или приезд рок-звезды.
- Конвенциальная толпа состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью. Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слушатели симфонического концерта или научной лекции, болельщики футбола соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их повеление, делают его упорядоченным и предсказуемым. Данное поведение обусловлено конвенцией (неформальным соглашением) о допустимости тех или иных действий.
- Экспрессивная толпа в отличие от конвенциапьной собирается не для того, чтобы обогатиться новыми знаниями, впечатлениями, идеями, а в целях личного удовольствия и выражения своих чувств. Примерами экспрессивной толпы могут служить городские танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гулянья и народные фестивали, песенные карнавалы.
- Действующая (активная) толпа подразумевает весь комплекс действий толпы. Одной из форм активной толпы является сборище — эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Примером сборища может быть поведение футбольных фанатов, устроивших погром после матча. Другой формой активной толпы является восставшая толпа — насильственный и деструктивный коллективный взрыв. Она отличается от сборища тем, что при восстаниях поведение менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. Такой вил толпы в наибольшей степени подвержен различным случайным воздействиям, ее действия в большинстве случаев непредсказуемы.
Среди квазигрупп наиболее близки к устойчивым социальным группам социальные круги — социальные общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Они не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий. Члены этих общностей обмениваются взглядами, мнениями, новостями. Затем возможно перерастание этих социальных общностей в более устойчивые образования на основе схожей субкультуры (деловой клуб, политический клуб и т.д.).