Кризисы индивидуального развития

Кризисы развития возникают в переходный период между возрастными этапами. Возраст обозначает временную характеристику индивидуального развития. Хронологический возраст - это количество лет, прожитых человеком. Психологический возраст обозначает определенную качественно-своеобразную ступень развития человека, обусловленную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретное общественно-историческое происхождение.

С учетом разных подходов к возрастной периодизации развития чаще всего выделяют кризисы: первого года жизни, трех, семи лет, кризис подросткового возраста, кризис среднего, предпенсионного возраста и «узелковый период» - последний возрастной кризис в жизни человека. Возрастные кризисы обусловлены в первую очередь физиологическими сдвигами и морфофункциональными перестройками организма. Специфика протекания возрастного кризиса зависит от темперамента человека, его характера, индивидуальных, биологических особенностей, системы его социальных отношений.

Кризис первого года жизни. Это переходный период между младенчеством и ранним детством. Он связан с постепенным развитием индивидуальной психической жизни ребенка. Условием адекватного психического развития в этом возрасте является стабильная и надежная среда (ухаживающий объект), которая способна угадывать потребности ребенка, обеспечивать его безопасность. Нестабильность среды (например, заболевание матери), ненадежность контакта с ухаживающим объектом, прерывистость заботы, брошенность - приводят к общему регрессу в развитии, нарушению биоритмических процессов, неудовлетворенности витальных потребностей, соматовегетативным нарушениям.

Кризис трех лет. Представляет собой период формирования «Я» позиции. Возрастающая в этом возрасте управляемость движений (за счет лучшей иннервации поперечно-полосатой мускулатуры) дает ощущение способности к контролю тела и поддерживает возникающее желание делать все самому («Я сам»). Возрастает (и проверяется в контакте со взрослым) способность регулировать работу сфинктеров, активно развивается речь. Ребенок на этом этапе нуждается во взрослом, который способен признать и принять отличия ребенка, уважая его независимость и не разрушая при этом близость и тепло в контакте с ним. Чрезмерные ограничения ребенка взрослым, не позволение ему обнаруживать свою позицию, излишний контроль над ребенком (в том жесткое приучение к чистоте) не позволяют ребенку выработать свою позицию и развить автономию, а приводят к борьбе за власть. Чрезмерное потакание ребенку без учета родителем реальных ограничений так же способствует нарушению развития у ребенка границ и гипертрофии «Я».

Кризис семи лет. Представляет собой этап развития саморегуляции. Ребенок на этом этапе начинает регулировать свое поведение правилами, которые устанавливает для себя сам. Источником кризиса является несоответствие позиции школьника старой системе отношений, характерной для более раннего периода детства. Испытывая потребность в уважении, ребенку трудно сдерживать свои чувства. Пройдя через кризис, ребенок научается предвидеть свои эмоции, управлять ими, научается избегать нежелательных ситуаций.

Подростковый кризис актуализирует кризисные переживания более ранних возрастов. Подростковый кризис - это следующая попытка отделиться, найти себя. Однако, вместе с тем, подросток продолжает нуждаться в помощи и поддержке взрослых. Наиболее ярким симптомом подросткового кризиса является негативизм, который направлен, прежде всего, на родителей, на взрослых и проявляется как враждебность, противодействие, обесценивание, недовольство, грубость, цинизм, углубление в себя. Часты конфликты с собой и окружающими, недовольство собой, своей внешностью, стремление следовать идеальному для подростка образу. Подросток на этом этапе нуждается в родителе, который сохраняет к нему уважение и интерес, признает факт взросления и постепенного отделения ребенка, оставаясь доступным для него.

Кризис зрелого возраста. Чаще всего связывают с «возрастом Христа» - 33 года. На этом этапе человек осознает собственные ограничения и возможности, расстается с молодостью. Кризис связан с анализом того, насколько выбранный путь (профессия, спутник жизни) соответствует реальным потребностям человека. У человека, переживающего кризис, может возникать желание сменить профессию, радикально сменить сферу деятельности, на этом этапе у супругов могут возникать связи вне брака.

Кризис середины жизни. Это этап стабилизации интересов, ценностей жизни, период наибольшей продуктивности в деятельности. Вместе с тем, может возникать ощущение застоя, могут появляться признаки пресыщения текущей деятельностью, стабилизация профессионального роста. Возникает потребность в подведении промежуточных итогов. При неудовлетворенности собой возможны эмоциональные срывы, переезд в другой город и попытки «начать все с начала», суицид, алкоголизация или распад личности.

Кризис пожилого возраста обусловлен физиологическими, социальными и психологическими причинами. Происходит старение организма, постепенно снижается работоспособность, замедляются интеллектуальные процессы. Труднее приобретаются новые знания, медленнее происходит приспособление к изменениям. В эмоциональной сфере возникает чувство грусти, слезливость, раздражительность. Изменения в моральной сфере касаются неприятия новых форм поведения, одежды, возрастает критичность к незнакомому. В социальной сфере сужается количество контактов.

Д. Бромлей выделила пять типов приспособления к старости:

  1. Конструктивная установка - уравновешенность, спокойствие, принятие старости как факта своей жизни.
  2. Установка зависимости - легкий отказ от профессиональных занятий, чувство безопасности создается семейным окружением.
  3. Защитная установка - страх смерти и маскировка беспомощности через усиления профессиональной деятельности.
  4. Установка враждебности - разгневанность, вспыльчивость, предъявление претензий своему окружению, нереалистичность в восприятии старости, зависть к молодым.
  5. Враждебность, направленная на себя - депрессивность, жалость к себе, страдающая позиция, неудовлетворенность прожитой жизнью, пассивное восприятие ударов судьбы.

«Узелковый кризис» - последний возрастной кризис в жизни человека. Это период подведения итогов жизни. Центральным симптомом в этот период является страх смерти. В.В. Болтенко выделяет ряд этапов психологического старения:

  1. Сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию.
  2. Сужение круга интересов за счет выпадения профессиональных привязанностей.
  3. Забота о личном здоровье.
  4. Сохранение жизни, круг общения на этом этапе сужается до предела (врач, сиделка, соцработник, близкий родственник, который занимается уходом).
  5. Обнажение витальных потребностей.

Психологическая помощь в работе с нормативным кризисом часто может быть ограничена кризисным консультированием, заключающемся в информировании клиента о механизмах кризиса, поддержке клиента в осознавании кризисной ситуации, его вклада в эту ситуации, совместном поиске путей выхода из кризиса. Информирование и просвещение представляют собой важные аспекты работы, поскольку многие люди не осведомлены об особенностях того или иного возрастного этапа, не имеют представлений о кризисности процесса перехода от одного этапа к другому.

При более длительной и глубокой работе возможна следующая последовательность в работе с кризисом:

  1. Выслушивание и прояснение ситуации, позиции клиента, его жизненных установок, отношений, желаний, потребностей, фантазий, планов и так далее. На этом этапе полезны техники активного слушания и самые разные уточняющие вопросы. Важно, если клиент сможет символизировать свои переживания, придать им словесную форму. Таким образом, он сможет лучше понять свои чувства и увидеть более полно свою ситуацию.
  2. Выявление узловых переживаний и проблем кризиса. Обсуждение тех способов решения, которые уже были известны клиенту. Обсуждение особенностей известных клиенту способов решения. Сопоставление «за» и «против» привычных способов решения. Такое обсуждение дает возможность клиенту как бы «увидеть со стороны» себя и свои привычные стратегии, сформировать к этому отношение и подготовиться к поиску новых способов.
  3. Творчество в создании и пробовании новых способов преодоления кризиса. Важно, чтобы клиент не просто пробовал новый способ, но сохранял способность к самоанализу и самонаблюдению, мог заметить, как его активность меняет ситуацию и меняет его самого. Другим важным аспектом является то, что изменения нужно вносить, имея достаточную систему поддержки и самоподдержки. Таким образом, переходить к третьему этапу нужно только когда у клиента есть достаточный ресурс и энергия.
Ключевые слова: Кризис, Развитие
Источник: Попова Р.Р., Психологическая помощь
Материалы по теме
Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Социальная ситуация развития в кризисе
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Как пережить кризис середины жизни
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Критические и сензитивные периоды развития
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Проблема обучения и развития
Смирнова Е.О., Детская психология
Климакс как возрастной психофизиологический кризис
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Причины отклонений в развитии детей
Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ
Социальная ситуация развития младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Оставить комментарий