Социальная ситуация развития в кризисе

Социальная ситуация развития в кризисе представляет собой нетривиальный объект психологического анализа, поскольку индивидуальные проявления кризиса необыкновенно разнообразны.

Д. Б. Эльконин указывает, что при исследовании кризиса средние статистические данные стирают границы переходов, растягивают их и превращают весь период в переходный. Поэтому задачей любого исследования кризисов является не только определение задач развития в кризисные периоды, не только изучение механизмов перехода, но и разработка такого сценария кризиса, который бы не противоречил любым, сколь угодно расходящимся, эмпирическим данным. Ясно, что такой сценарий предполагает не временную развертку (не только временную), но некоторую логическую схему, достаточно широкую, чтобы вместить все разнообразие, и одновременно конкретную, чтобы стать реальным основанием для эмпирических исследований.

Обратимся к одному из ключевых положений Л. С. Выготского - о специфике детского развития; оно касается соотношения реальной и идеальной форм развития. «Величайшее своеобразие» детского развития, в отличие от других типов развития, заключается, по мысли Л. С. Выготского, в том, что в момент, когда складывается начальная форма, существует высшая, идеальная, появляющаяся в конце развития. Именно в этом смысле Выготский настаивал на том, что среда играет роль не обстановки, а источника детского развития. Таким образом, говоря о среде и переживании ребенком среды при определении социальной ситуации развития, Выготский фактически ведет речь о своеобразном для детскоговозраста соотношении реальной и идеальной форм.

В стабильный период существуют реальное действие ребенка, идеальные формы, которые задают направление развития, и некоторые опосредующие звенья, средства трансляции идеальных форм в реальность детского действия. Например, в дошкольном возрасте есть:
действия детей с предметами-заместителями (игрушками); эти действия - суть реальная форма действия;
смыслы и задачи человеческих отношений - идеальная форма;
игра - форма трансляции (передачи) идеальной формы в реальную.

Понять действия ребенка (в натуральном виде совершенно бессмысленные) можно лишь взглянув на происходящее с точки зрения идеальной формы и обнаружив опосредующий смысл игры.

Аналогично в младшем школьном возрасте есть:
действия детей в обучении - решение примеров, выполнение упражнений и т.п. - реальная форма действия;
теоретическое отношение к действительности (способность видеть за внешностью ее суть) - идеальная форма действия;
передача этого теоретического отношения в форме обучения - форма трансляции идеальной формы в реальную.

Критический период уникален тем, что в нем нет самого связующего звена между реальным и идеальным. Отношение реальности и идеала становится непосредственным, это означает, что отсутствует опосредующее звено, форма трансляции идеала в реальность.

Специфика развития в критические возрасты состоит в том, что в дебюте кризиса ребенок открывает новую идеальнур форму и ее отношение к реальной становится социальной ситуацией развития.

Для конкретизации этого утверждения необходимо описать конкретные формы указанного отношения в теории и эксперименте. Кризис - не одномоментный акт, а потому можно предположить, что указанное отношение меняется по мере развертывания кризиса. Это заставляет обратиться к разработке структуры кризисного возраста, предположив, что социальная ситуация развития в кризисе одним из психологических условий предпологает изменение отношения реальной и идеальной форм.

Источник: 
Марцинковская Т.Д., Психология развития