Концепция «проектного менеджмента» в системе регионального аппарата управления

Большинство традиционных управленческих структур в РФ не являлись по своему содержанию проектно-ориентированными. Следует сказать, что о качестве функционирования работы организации порой судили, в первую очередь, как об основе ресурсов, кредитов, инвестиций, а не потому как завершился проект, достигнуты ли целевые показатели. Традиционно управленческий процесс в проектной сфере был раздроблен, что снижало эффективность и результативность его оценки. Задача государственных органов управления в этих условиях заключается как раз в организации системной работы, целенаправленной ориентации политики внедрения принципов проектного управления (в инвестиционную, инновационную, социально-экономическую и иные сферы), стимулирующих решение проблем структурной перестройки экономики, выход на повышение эффективности реализации социально-экономических задач региональными органами управления, повышения эффективность региональной инвестиционной политики.

Помимо программ и проектов инвестиционного содержания, инвестиционная часть является одной из наиболее значимых и в отраслевых, и федеральных целевых программах другой направленности (по крайней мере, по затратному признаку). С этой точки зрения вопрос повышения эффективности инвестиций в федеральные и отраслевые целевые программы имеет первостепенное значение. В последние 10-15 лет четко определен алгоритм и регламентирован процесс программноцелевого управления, как основы реализуемой концепции New Public Management - нового государственного управления. Относительно алгоритма управления проектами или их совокупностью, следует сказать, что используемые для этого в настоящее время подходы и методические приемы требуют серьезного обновления и совершенствования с учетом особенностей экономической стагнации, рецессии и инфляции.

При рассмотрении в подобных условиях новых технологий, внедряемых в государственный аппарат управления, с точки зрения универсальности и бенчмаркетинга таковыми, конечно же, являются методология и техника проектного управления.

Управление проектами - это управление изменениями. Нельзя не сказать, что трансферт технологий бизнес-администрирования государственным аппаратом повышает его адаптивность и демонстрирует его готовность к изменениям. В стране давно уже сложился рынок проектных инициатив и стартапов, здесь выделяются ключевые отрасли промышленности и социальной сферы, сконцентрированные в основном в следующих отраслях и сферах: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), нефтепереработка и нефтехимия; обеспечение населения продовольствием и медикаментами; военно-промышленный комплекс; транспорт, информационно-телекоммуникационные технологии и связь; жилищное строительство; наука и инновации.

Важной задачей проектов отраслевого развития остается индустриализация целого ряда направлений, восстановление промышленного потенциала. Это касается и отраслей топливно-энергетического комплекса, который в условиях экономических санкций 2014-2018 гг. вынужден реагировать разработкой антикризисных проектов, стимулировать проектную деятельность в сфере ресурсосберегающих технологий для решения задач энергообеспечения, поддержания экспортного потенциала на необходимом уровне и совершенствования структуры энергоносителей.

Задача перехода к проектно-ориентированным формам управления инвестиционной деятельностью весьма актуальна для современной России.

Проектный подход - методология управления изменениями, предполагающая формирование портфеля проектов как способа комплексного решения задач преобразования социально-экономической системы (различного территориального или отраслевого ранга).

Методологически проектный подход включает в себя определенную систему принципов, которые развивают единство семантического пространства и подхода к проектному менеджменту в системе государственной управленческой деятельности, конкретизируя ее функциональное наполнение, единство и границы и отделяя от тех приемов управления, где эти принципы в их единстве на соблюдаются.


Базовые принципы, по нашему мнению, порой указывают лишь на ряд аспектов, но не всегда отражают особенность территориального управления социально-экономической системой, социальный и природно-ресурсный капитал территории (см. рис. 16).

Данные принципы позволят сформировать систему проектного менеджмента, адекватную сложившимся условиям реализации механизма государственного управления, соответствовать выделенным приоритетам регионального социального-экономического развития, оптимизировать региональные ресурсы под решение тактических и стратегических задач на перспективу на основе синхронизации усилий регионального аппарата управления, бизнес-среды и стейкхолдеров конкретного проекта.

Выделенные принципы результативны в своем действии только в своей взаимоувязке, последовательность и совокупность их реализации может идентифицировать проектный подход как рационально организованный процесс менеджмента, позволяющий управлять изменениями социально-экономической среды как коллективной управленческой деятельности государственного аппарата (рис. 17).


Таким образом, следует заметить, что данные принципы выделенные нами, относятся именно к проектному управлению как управлению изменениями, сознательной направленности субъекта управления (в нашем случае региональной социально-экономической системы). Объектами проектной деятельности могут быть различные социотехнические, информационные, инвестиционные, инновационные и прочие системы, но проект здесь проявляет диалектическую форму решения стратегических задач на отдаленную перспективу, с одной стороны, и решения оперативных - тактических управленческих задач, с другой стороны. Это могут быть и задачи структурной перестройки экономики региона, приоритетного отраслевого развития, индустриализации экономики, решения проблем социокультурного характера.

Факторы, которые привели к необходимости выбора государственным аппаратом управления данной управленческой задачи, являются управляемыми, контролируемыми и изменяемыми, что является порой исходным пунктом постановки управленческой задачи. Государственный и муниципальный аппарат управления традиционно имеет богатый опыт по решению многоцелевых задач, это формат так называемого «многопроектного»,    «мультипроектного» управления, который

встречается в научной литературе. И здесь необходимо отметить, что именно интегрированный проектно-ориентированный менеджмент является исходной матрицей решения координированных задач в сфере регионального и муниципального управления.

Проектное управление - это особая форма мышления, специфика постановки, контроля и реализации управленческих функций в условиях интеграции в текущую многоцелевую систему государственного управления технологий проектно-ориентированного менеджмента. Нельзя не вычленить отличие проектного управления от управления проектами, которое состоит в том, что проект выступает объектом управления в системе управления проектами, в проектное управление концентрируется и выражается в рассмотрении объекта управления как проекта или их системы.

Проектное управление - это начальная стадия практики реализации технологий проектного подхода к управлению, когда в рамках аппарата управления происходит не только концентрированное выражение проблем, но и выделение приоритетов регионального/муниципального развития, вычленяются цели и задачи регионального механизма управления, выверяется их целесообразность решения в форме проекта.

В заключение хочется сказать, что рассмотрение методологических основ проецирования проектного менеджмента в систему регионального механизма государственного управления, должно четко соответствовать классическим принципам теории управления, когда принципы процесса сконцентрированы на действиях руководящего состава (госслужащих), стратегически направляющих деятельность не только аппарата управления, но социально-экономической системы региона в целом. Справедливость при принятии управленческого решения рассматривается порой социумом как основной фактор побуждения объекта управления к решению поставленных задач. Принцип справедливости не только мотивирует, но и является основой принципа дисциплины как практики формальных и неформальных контрактов в коллективе,    между стейкхолдерами проекта, властью и бизнес-средой. При этом применение санкций на основе критериев справедливости и подчинения личных интересов и амбиций коллективным задачам проекта должно конечно же превалировать в команде проекта. Принцип единства команды означает единство подходов в планировании работы персонала, направление развития команды проекта.

Ключевые слова: Регионы, Управление, Проект, Государство
Источник: Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И. Грибанова, С.Н. Большаков, Ю.М. Большакова; под ред. Г.И. Грибановой. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2019.
Материалы по теме
Сущность регионального управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии,...
Генезис и формирование методологии проектного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Системная модель проектного управления
Государственная политика и управление: учеб. пособие / С.Г. Еремеев, Р.М. Вульфович, Г.И....
Государственное управление: сущность, специфика, функции
Бурганова Л.А. - Теория управления (Высшее образование) - 2009
Измерение эффективности государственного управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Система управления проектами
А. С. Товб, Г. Л. Ципес., Управление проектами стандарты, методы, опыт
Проект-менеджмент
Корпоративный менеджмент
Конфликты как объект государственного управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий