Классификация речевых нарушений

Речевые нарушения делятся на нарушения устной и письменной речи. Нарушения устной речи, в свою очередь, включают расстройства произносительной и внутренней сторон речи. К расстройствам звукопроизношения относятся следующие состояния.

Дисфония (афония) – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Замедленная артикуляция вызвана нарушением речевых центров в коре головного мозга. Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.

Заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Оно может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы. Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков или слов. В 10-12 лет у заикающихся подростков нередко проявляется осознание своего дефекта, боязнь произвести на собеседника неблагоприятное впечатление, не суметь выразить мысль. Начинает формироваться стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач; логофобия усиливает речевые запинки в момент общения и особенно ярко проявляется при разговоре по телефону, при ответе у доски, при общении с незнакомыми людьми и т.п. Подросток старается избегать таких ситуаций и ограничивать речевое общение. Логоневроз следует отличать от другой формы заикания – неврозоподобного логосиндрома. Неврозоподобный речевой синдром имеет непсихогенный характер. Лица с подобным нарушением не переживают свой дефект, относясь к нему равнодушно. В отличие от неврозоподобных нарушений, заикание психогенного происхождения носит непостоянный характер, возникая в ситуациях, связанных с волнением,  заставляя ребенка переживать по поводу своего дефекта.

Дислалия – нарушение произношения, косноязычие. Вызывается аномалией строения речевого аппарата, особенностями речевого воспитания. Слух и иннервация мышц речевого аппарата при дислалии сохранены. При дислалии отмечается искажение произнесения звуков, трудных по артикуляции: р, л, шипящих, свистящих. Нарушения звукопроизношения могут проявляться в отсутствии тех или иных звуков, искажениях звуков или их заменах. До 4 лет у всех детей может отмечаться физиологическое косноязычие как возрастная особенность, после 4 лет это явление расценивается как дислалия.

Причинами механической дислалии могут быть анатомические дефекты артикуляционного аппарата: неправильный прикус, строение и расположение зубов, деформация и расщепление неба, аномалии губ, языка. К механической дислалии относится ринолалия. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (гнусавость). Открытая ринолалия вызвана наличием расщелины в небе, когда струя воздуха проходит не только через рот, но и через нос. Закрытая ринолалия вызывается наличием опухолей носоглотки, искривлением носовой перегородки, хроническими воспалительными процессами (носовой резонатор выключается из процесса голосообразования). Функциональная дислалия является следствием неправильного речевого воспитания (сюсюкающая речь родителей) или закрепившейся реакцией подражания речи окружающих детей. Нередко функциональная дислалия наблюдается у детей, которые в раннем возрасте овладевают сразу двумя языками. У детей с дислалией, как правило, лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

Дизартрия – расстройство артикуляции, затруднения в произношении звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, в т.ч. (ограниченной подвижности мягкого неба, языка, губ) участвующих в моторной функции речи  Страдают также дыхание и голосообразование. В основе дизартрии лежит поражение языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов, иннервирующих мышцы мягкого неба, гортани, глотки, языка. Различают бульбарную дизартрию, возникающую при поражении самих нервов или ядерных образований, и псевдобульбарную, обусловленную двусторонним поражением кортико-нуклеарных путей, которые направляются из коры головного мозга к ядрам вышеназванных нервов. При дизартрии особенно нарушается произношение согласных, речь смазанная, невнятная или растянутая, замедленная, прерывистая. Дизартрия является следствием поражения ЦНС при ДЦП, но может быть результатом других мозговых заболеваний. Речь малоинтонированная, невыразительная. Фонематическое восприятие, как правило, недостаточно сформировано. Звуковой анализ и синтез осуществляются с трудом, отмечаются бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями. Процесс овладения письмом и чтением затруднен.

К нарушениям внутренней стороны речи относятся алалия и афазия.

Алалия – дефект (отсутствие) речи при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей, обусловленный поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга. Алалия моторная – нарушение экспрессивной стороны речи. Нарушены фонетико-фонематическая и лексическая стороны речи, а также ее коммуникативная функция. В младенчестве отсутствует лепетная речь, к 2-3 годам появляются искаженные, малопонятные окружающим слова, к 4-5 годам – упрощенная фразовая речь. Не развито речевое подражание. В дошкольном и младшем школьном возрасте длительное время отсутствует согласование слов в роде, числе, падеже (грубое нарушение грамматического строя речи), неправильно употребляются предлоги, отсутствуют отглагольные формы, переставляются слоги и звуки в словах, словарь беден при достаточном понимании слышимой речи. Дети испытывают трудности при построении предложений, неправильно понимают значения слов. Нарушена ритмическая сторона речи – ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами. Моторная алалия часто сочетается с дислексией и дисграфией. Словарь увеличивается медленно, долгое время ограничен обиходно-бытовой тематикой.

Психическое развитие носит неравномерный характер: дети с дефектами речи проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслуживания, их эмоции достаточно дифференцированы. Наблюдаются несколько сниженный круг представлений, задержка развития словесно-логического мышления, нередко снижение успеваемости, особенно по предметам с высокой речевой нагрузкой. В связи с этим темп развития психики замедляется, и с каждым годом дети все больше отстают от своих сверстников, особенно в выполнении вербальных заданий. Практически-действенное и наглядно-образное мышление значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому с трудом формируются операции сравнения, обобщения по существенным признакам, навыки счета. Выражены истощаемость, малая психическая активность, слабость побуждений, склонность к негативизму. Часто нарушены функции активного внимания, словесной памяти, произвольной регуляции психических процессов, поэтому ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрослых. С возрастом ребенок тяжелее переживает свою несостоятельность, становится все более раздражительным, обидчивым, неуверенным в себе, застенчивым.

Алалия сенсорная – недостаточное понимание слышимой речи, грубое нарушение фонетической стороны речи. Ведущий симптом – расстройство фонематического восприятия. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, сложные сочетания звуков воспринимаются ими как нечленораздельные. Речь крайне ограничена и не контролируется слухом из-за недостаточности и неустойчивости акустического внимания. Обращенная к ребенку речь либо совсем им не понимается, либо ее понимание ограничивается привычной бытовой ситуацией. Дети слабо реагируют на обращения, не прислушиваются к речи, не подражают, но сохраняют мелодичность интонаций, модулированность. У детей с сенсорной дислалией нередко отмечаются задержки психического развития. Заметна разница между речевыми и неречевыми формами психической деятельности. Развитие таких детей благоприятно при раннем выявлении, лечении и коррекции. Однако в старших классах возникают затруднения при усвоении и особенно изложении гуманитарных предметов; при изучении точных дисциплин дети плохо понимают условие задачи и неправильно формулируют ход решения.

Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальным поражением головного мозга – сосудистые нарушения, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы. Это распад речи после трехлетнего возраста. Моторная афазия: в связи с поражением двигательного речевого центра Брока теряется способность говорить или остается способность произносить отдельные слова и короткие фразы. Сенсорная афазия – нарушение понимания речи (восприятие неречевых звуков не нарушено), вызванное поражением чувствительного центра речи Вернике. Возможности компенсации резко ограничены. Непонимание речи окружающих и невозможность выразить свои желания вызывают нарушения поведения: агрессию, конфликтность, раздражительность.

Несколько в стороне от перечисленных речевых дефектов стоит мутизм. Мутизмом называется молчание ребенка, исчезновение нормально сформированной речи под влиянием психических потрясений или каких-либо иных психических травм. При этом сохраняется способность говорить и понимать речь. Мутизм может быть как тотальным (постоянным), так и избирательным, проявляясь лишь в определенных ситуациях или при общении с определенными людьми. Тотальный мутизм встречается в рамках шизофрении, раннего детского аутизма, глубокой депрессии, реактивных состояний, неврологических заболеваний, связанных с органическим повреждением ЦНС. Механизмом избирательного мутизма могут выступать реакции пассивного протеста в ответ на наказание, обиду, разлуку с близкими; в этом случае мутизм называется патохарактерологическим. Существуют и невротические механизмы избирательного мутизма: истерический, когда речь отнимается в результате психической травмы шокового характера, и фобический, когда мутизм становится результатом страха перед речью. Встречается отсутствие речевого общения чаще всего в школьном возрасте, сочетаясь с заиканием.

Нарушения письменной речи включают в себя дисграфию и дислексию.

Дисграфия (аграфия) – частичное (полное) нарушение навыка письма вследствие очагового поражения или недоразвития коры доминантного полушария головного мозга. Чаще развивается в результате раннего поражения еще недостаточно дифференцированной нервной системы. Затруднено соотнесение звуков речи и их графического изображения, пространственное расположение букв (зеркальное письмо), разделение слов, написание букв. Буквы заменяются сходными по произношению, пропускаются, переставляются слоги, слитно пишутся два и более слов, заменяются графически сходные буквы. Затруднена техника письма – соблюдение строчек, четкость написания букв. Ошибки в письме не связаны со знанием правил правописания. В дошкольном возрасте эти дети не могут нарисовать предмет по памяти. При акустической дисграфии первично нарушен фонематический слух – дифференцировка сходных по звучанию фонем и замена их на письме (б-п, д-т). Дети пишут неграмотно, несмотря на знание правил грамматики. При оптической дисграфии дети не могут запомнить начертание букв-графем, и поэтому их письмо напоминает бессмысленный набор букв. Дисграфия часто сочетается с дислексией, дислалией, нарушением пространственного синтеза. Психика детей с дисграфией сходна с таковой при других нарушениях речи (дислалии).

Дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Алексия оптическая – нарушение зрительного анализа буквенного состава слова (нарушение дифференцировки графем и перевода их в звуки). Акустическая алексия – нарушение слухового анализа звукового состава слова. При дислексии смешиваются и заменяются звуки и буквы, сходные по артикуляции, звучанию и графическому изображению. В более легких случаях отмечается замедленный или ускоренный темп чтения, перестановка букв, проглатывание слогов, неверная расстановка ударений во время чтения. Дислексия приводит к неправильному пониманию даже простейшего текста и нередко сопровождается аграфией.

Неправильное произношение звуков может мешать развитию четкого слухового их восприятия, что затрудняет овладение звуковым составом слова. В таких случаях у детей нет четкого представления о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, что влечет за собой трудности в анализе и синтезе звукового состава слова, нарушает усвоение чтения и письма. Коррекция дислексии и аграфии основана на преодолении недостатков фонематического слуха и произношения. У ребенка необходимо сформировать четкие представления о звуковом составе слов при одновременной коррекции произношения, развить навыки анализа и синтеза при восприятии и воспроизведении речевых звуков, что является задачей логопеда.

Нередко возникают трудности при дифференциальной диагностике сенсорной алалии или афазии и слабослышания. Ошибки связаны с тем, что понижение слуха часто сопровождается нарушением речевого развития, которое и порождает непонимание речи. При сенсорной алалии и афазии слух у детей является сохранным, но они тоже не понимают обращенной к ним речи, что и приводит к смешению тугоухости с речевыми расстройствами. В качестве дифференциально-диагностического признака в этих случаях выступают самостоятельные попытки слабослышащего ребенка считывать с губ, что совершенно не характерно для сенсорного алалика или афазика. Обычно при правильном педагогическом подходе дети с речевыми дефектами овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи исчезают и вторичные изменения психики. Обучение детей с тяжелыми расстройствами речи осуществляется в специальных школах.

Источник: 
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142 с.