Заикание

Эпидемиология. Распространенность составляет 2 — 4% лиц детского возраста, преобладает у мальчиков (3-4:1). Расстройство сохраняется у 1% подростков.


Этиология. Высокая значимость различия в конкордантности по заиканию между одно- и разнояйцевыми близнецами свидетельствует о генетической обусловленности расстройства. Модель передачи, по-видимому, полигенна с разным порогом пенетрантности фенотипического выражения в зависимости от пола. В ряде случаев расстройство возникает в результате перенесенной неврологической патологии. У больных и их родственников чаще, чем в популяции отмечаются изменения доминантности полушарий, что позволяет предположить наличие системных церебральных дисфункций. С точки зрения психогенных теорий заболевание объясняется конфликтами с опекающими фигурами в раннем детстве.

Клиника. Начало в большинстве случаев в возрасте 2 — 4 года, в дальнейшем вероятность- появления заикания постепенно снижается. Расстройство развивается постепенно, первыми признаками являются повторения начальных звуков в словах, первых или наиболее трудных слов в предложении в моменты эмоционального напряжения и спешки. Эпизоды заикания могут чередоваться с периодами интактной речи. Полное разворачивание симптоматики не исключает отсутствия симптомов при декламации, пении или обращении к домашним животным или неодушевленным объектам. В начальной школе проявления заикания становятся более постоянными. В раннем подростковом возрасте заикание проявляется в основном в специфических ситуациях (выступление перед классом, разговор с незнакомыми, по телефону). Формируется страх появления симптома, избегание ситуаций, требующих разговора, при заикании — напряжение мышц лица, тики.

В 50 — 80% легких случаев расстройства наблюдается спонтанное выздоровление. Осложнением являются трудности обучения и профессионального продвижения в связи с невозможностью публичных выступлений и социальная дезадаптация в связи со стигматизирующим отношением сверстников.

Диагноз. Для диагностики заикания состояние должно соответствовать следующим признакам:

  1. стойкая и постоянная речь с частыми повторами или затягиваниями звуков, слогов или слов, непроизвольными паузами при разговоре, отчетливо дезорганизующими экспрессивную речь;
  2. длительность расстройства не менее 3 месяцев.

Дифференциальный диагноз. При спастической дисфонии выявляются аномалии дыхания, отсутствующие при заикании. В отличие от захлебывания, заикание сопровождается субъективным дистрессом. Сходные нарушения речи при миоклонической форме эпилепсии позволяют отдифференцировать другие клинические пароксизмальные проявления и результаты ЭЭГ обследования.

Лечение. Психотерапевтические методы неэффективны и могут быть использованы лишь для коррекции вторичных реактивных наслоений. Эффект психофармакологических средств минимален. Методы внушения, отвлечения и релаксации дают специфический, но кратковременный эффект. Большинство современных подходов основано на разнообразных специализированных дефектологических программах, основанных на методах поведенческой терапии.

Ключевые слова: Речь, Расстройства
Источник: Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Материалы по теме
Афазии
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Классификация речевых нарушений
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Специфические расстройства развития речи (F80)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Моторные нарушения речи
Ильин Е.П., Психология воли
Виды расстройства речи. Краткая классификация
Коркина М.В. - Психиатрия
Нарушения речи
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Заикание у детей
...
Расстройство экспрессивной речи
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Оставить комментарий