Социально-политическое учение К. Маркса (1818 — 1883) оказало, пожалуй, наибольшее влияние на развитие современного общества, и это не в последнюю очередь связано с его активным революционным характером и простотой выводов. В марксистском учении большую роль играет диалектика, взятая Марксом у Гегеля и материалистически переработанная. Как в диалектической системе Гегеля развитие есть результат действия закона единства и борьбы противоположностей, так в историческом материализме двумя противоположностями выступают два антагонистических класса. Исходной точкой социального развития служит бесклассовое общество, названное Марксом первобытным коммунизмом.
Затем в результате развития производительных сил создаются излишки продукции сверх необходимого прожиточного минимума, и формируется классовое общество, дальнейшее развитие которого определяется классовой борьбой.
К. Маркс и Ф. Энгельс называют классовую борьбу движущей силой социальных изменений в «Манифесте Коммунистической партии». «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».
На первой стадии классового общества — рабовладельческой общественно-экономической формации — противостоят друг другу рабовладельцы и рабы. Власть рабовладельцев над рабами беспредельна. Они пользуются трудом рабов и могут безнаказанно лишить их жизни. В результате дальнейшего роста производительных сил и усиления классовой борьбы из рабовладельческого общества посредством революции происходит становление феодального общества, также состоящего из двух антагонистических классов — землевладельцев и крестьян. И здесь происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта (т.е. излишков сверх прожиточного минимума). Но власть землевладельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, по которой крестьянин прикреплен к данной территории и не может перейти в другое место. Над жизнью крестьянина феодал не властен. На следующем этапе общественного прогресса в процессе обострения классовой борьбы революционным путем происходит переход к следующей общественно-экономической формации — капиталистической. Два новых антагонистических класса — буржуазия и пролетариат. Наемный рабочий формально свободен, но так как у него отсутствуют средства производства, он вынужден работать на капиталиста, который эксплуатирует его, отнимая производимую им прибавочную стоимость. Капитализм — последняя классовая формация в истории.
В изменениях посредством классовой борьбы есть опосредующее звено. «Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть и всей совокупности общественных отношений»1. В дополнение к противоречию между угнетателями и угнетенными развивается противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Последние более консервативны и отстают от более динамичных производительных сил. В результате обостряется противоречие между ростом богатства у немногих и нищетой большинства. Это приводит к социальному кризису, выходом из которого становится революция.
Производство при капитализме приобретает общественный характер и обостряющееся противоречие между общественным характером производства и частнособственническим способом его присвоения разрешается в социалистической революции й становлении коммунистической общественно-экономической формации, что является в соответствии с третьим законом диалектики — законом отрицания отрицания — возвращением на новом, более высоком уровне к начальной формации — первобытному коммунизму.
Пролетарская революция, знаменующая переход к коммунистическому обществу, будет, по Марксу, принципиально отличаться от всех предыдущих. «Все революции прошлого совершались меньшинством ради меньшинства. Пролетарскую революцию совершит громадное большинство в пользу всех. Пролетарская революция будет означать, таким образом, конец классам и антагонистическому характеру капиталистического общества».
В марксизме имеется представление о том, «что на каждом этапе исторического развития общества появляется свой передовой класс — гегемон, специфические интересы которого на данном этапе в целом совпадают с общими интересами, а его классовая воля воплощает историческую волю-логику всемирно-исторического развития»3. Отсюда следует право этого класса на революционную диктатуру и уничтожение других классов, что и было осуществлено В.И. Лениным на основе принципа власти, «опирающейся не на закон, а прямо и непосредственно на насилие» (В.И. Ленин).
Влияние концепции Маркса было огромным, и возражений против нее было множество. В частности, указывалось, что если капиталистические революции имели место, то рабовладельческих и феодальных не было, и обобщения Маркса, распространенные на всю историю, неправомерны. У Маркса Запад — это прежде всего буржуазное общество, а не индустриальное, как у Конта. Но рациональные моменты все сильнее вторгаются в капиталистическую экономику, искажая выводы Маркса. Говоря о западных странах в целом, можно сказать, что они смогли (пока) без революций сохранить свою стабильность, не поддавшись обаянию марксова детерминизма. В то же время революции под марксистскими лозунгами происходили в других регионах земного шара, где Маркс их и не предполагал.
Марксистская концепция была, пожалуй, самой известной в истории социальной мысли XIX—XX вв. После распада СССР влияние ее продолжает сохраняться в Китае, Вьетнаме, Северной Корее, на Кубе. По Марксу, в основе политических революций лежит конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Если выйти за рамки экономики и перейти в политическую сферу, то можно переинтерпретировать это как конфликт между новыми требованиями масс и политическими решениями элиты.